Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методические основы реализации ИКТ на уроках литературного чтения

Определение 1

Литературное чтение – это учебная дисциплина, направленная на формирование у учащихся читательской компетенции (навыков чтения, восприятия художественных произведений), знакомство с литературой разных жанров и проведение ее анализа.

Литературное чтение является учебной дисциплиной начальной школы. Оно позволяет привить учащимся навыки искусства слова и научить основам выразительного чтения.

На данных уроках активно применяются современные методы обучения. В частности, ИКТ технологии. Их применение повышает качество образовательного процесса и способствует формированию у учащихся не только знаний в области литературы, навыков чтения, но и формирует универсальные учебные действия учащихся и развивает информационную культуру подрастающего поколения.

Модель урока литературного чтения с применением ИКТ

Уроки литературного чтения, построенные на использовании ИКТ, основаны на поэтапной реализации учебной программы. Литературное познание реализуется в течение следующих этапов работы:

  1. Этап первоначального самоопределения текста, предпонимания. На нем происходит знакомство с автором произведения, его творчеством, замыслом данного произведения, чтение педагогом художественного произведения, медленное чтение учащимися, акцентирование внимания на важных моментах, непонятных местах.
  2. Этап анализа текста произведения. Он начинается с обозначения педагогом задачи урока и целей прочтения конкретного произведения т.е. что учащиеся должны вынести из него, какие навыки и знания сформировать. Педагог проводит с учащимися обсуждение текста. Им составляются вопросы и задания по тексту. Для этого применяются методы моделирования, мультимедийные технологии, а также коллективная работа с текстом, посредством его выведения на проектор, интерактивную доску.
  3. Рабочий этап работы с текстом. Проводится оценка деятельности учащихся на уроке, посредством тестирования и творческих заданий: инсценирование, творческий пересказ, написание сочинений и эссе, создание иллюстраций к тексту, рисование в программе Paint.
«Методические основы реализации ИКТ на уроках литературного чтения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Такие уроки требуют тщательной подготовки педагогом. Методические рекомендации требуют при планировании уроков литературного чтения с применение ИКТ технологий заносить их в технологическую карту урока таким образом, чтобы для каждого этапа была определена цель, период его реализации, форма работы, методы и способы деятельности учащихся, функциональная роль педагога и ожидаемые результаты.

Для всего урока должны быть определены условия использования ИКТ, их целесообразность и варианты применения.

Направления применения ИКТ на уроках литературного чтения

ИКТ используются в литературном познании по следующим направлениям:

  1. Работа с Интернет-ресурсами.
  2. Создание презентаций к урокам чтения.
  3. Применение обучающих программ.
  4. Использование электронных учебных пособий.
  5. Использование интерактивной доски.
  6. Создание в программе Publisher дидактической основы работы: печатная верстка учебного занятия.
  7. Ведение педагогом веб-сайта, страницы своей деятельности, на которой отражается опыт применения ИКТ и его актуальность в современном образовании.

Данные направления деятельности позволят учащимся освоить работу с Интернет-ресурсами, электронными учебниками, выбирать и сортировать учебную информацию.

Презентации позволяют реализовать принцип наглядности в литературном обучении. Информации предстает в наглядном виде. Ее яркость и красочность привлекает внимание и способствует ее лучшему усвоению.

Кроме того, учащиеся учатся работать с разными программами, создавать творческие проекты, анализировать художественные произведения.

Интерактивные средства, применяемые на уроках позволяют сформировать у учащихся навыки чтения, понимания текста, развить основы выразительного чтения и сформировать оптимальный темп чтения, при котором смысл текста доступен для понимания и восприятия, как самим читателем, так и слушателями.

Применение цифровых образовательных ресурсов на уроке литературного чтения

Выбор того или иного цифрового образовательного ресурса определяется целевым назначением урока, его типом и техническими возможностями учебного заведения.

Цифровые ресурсы могут быть использованы на уроках в качестве:

  1. Текстовой информации о целевом назначении урока на его подготовительном этапе, на этапе презентации учебного материала, на этапе закрепления знаний учащихся.
  2. Аудиоресурсов на разных этапах урока и для разных целей. Так могут быть представлены тексты для прослушивания, материалы для пояснения, анализа произведений, знакомства с биографией автора и т.д.
  3. Иллюстраций и видео материалов для знакомства с новым произведением.
  4. Самостоятельной работы учащихся в виде тестовых и контрольных заданий, творческих проектов, самостоятельного чтения.
  5. Творческой работы по созданию диафильмов по разным темам. Они могут состоять из иллюстраций к конкретному произведению или иллюстраций учащимися своего видения сути произведения, возможного развития сюжетной линии и т.д. Диафильмы предполагают прочтение произведения, разделение его на отрывки, создание к ним иллюстраций, выделение важных моментов в тексте, отражающих его суть, а также создание вступления к фильму и его завершение в виде титров.
  6. Видеоматериалов, обучающих выразительному чтению, поэзии, навыкам прочувствования настроения и характера героев произведения.
  7. Кроссвордов по теме урока. Кроссворды отражают факты о прочитанном произведении, его героях, основных событиях. Их решение способствует лучшему усвоению текста произведения, полноценному пониманию его сути.

Икт технологии и цифровые образовательные ресурсы являются средством познавательной мотивации учащихся. Они максимизируют познавательную активность, повышают объем урочной работы и степень усвоения учебного материала.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot