Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коммуникативные технологии на уроках литературы в средней школе

Возможности коммуникативных технологий в познании литературы

Определение 1

Коммуникативные технологии – это методика реализации различных видов деятельности, в основе которой лежит использование механизмов восприятия и социального взаимодействия, позволяющих управлять сферами общения между людьми.

Коммуникативные технологии в образовании опираются на использование методов коммуникации и социального взаимодействия для решения образовательных задач и донесения учебной информации до учащихся через воздействие на восприятие учащихся.

Коммуникативные технологии являются инновационным методом обучения. Они применяются на всех этапах школьного обучения и расширяют возможности предоставления учащимся информации, повышают качество ее передачи и продуктивность усвоения.

Коммуникативные технологии в литературном познании обладают широкими образовательными возможностями. Изучение литературы в средней школе – дело не самое легкое. Темы, рассматриваемые в учебной программе, произведения классиков затрагивают серьезные аспекты социальной жизнедеятельности, вопросы морали и нравственности. Чтобы уроки были интересными и продуктивными, чтобы познание происходило легко и свободно требуется придание урокам эмоциональной насыщенности и яркой подачи учебного материала. Для этих целей используются иллюстрации, аудио и видео материалы и иные коммуникативные средства.

Потенциал коммуникативных технологий на уроках литературы велик. Они обладают следующими возможностями:

  • Просмотр фрагментов литературных произведений в виде видео роликов и эпизодов художественных фильмов;
  • Прослушивание аудио материалов, отражающих разговоры героев произведений, их диалоги и монологи;
  • Знакомство с театральными постановками по изучаемым произведениям и их просмотр;
  • Создание презентаций по темам урока. Информация представляется наглядно, что делает ее более ясной и доступной для усвоения;
  • Формирование у учащихся навыков осознанного чтения;
  • Наглядное представление учебной информации;
  • Систематизация знаний учащихся;
  • Развитие устной монологической речи учащихся и навыков диалогового обсуждения различных тем;
  • Формирование навыков работы с текстовой информацией и ее рационального восприятия.
«Коммуникативные технологии на уроках литературы в средней школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Все это позволяет сделать уроки литературы более образными, чтобы заставить работать воображение учащихся, активизировать их творческое мышление.

Влияние использования ИКТ на ученика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Влияние использования ИКТ на ученика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Условия применения коммуникативных технологий на уроках литературы

В основе любой технологи лежит научный подход. Применение коммуникативных технологий опирается на научные основы организации литературного познания и методические основы построения учебных занятий по литературе.

Коммуникативные технологии вводятся в образовательный процесс средней школы и применяются на уроках литературы в направлении активизации эмоциональной сферы учащихся. Предполагается создание условий, которые приведут к воздействию произведения на эмоциональную сферу учащихся, затронут их чувства. Это позволит сделать процесс восприятия произведения и постижения его сути, его нравственного смысла более продуктивным. Чтобы достичь этого, использование коммуникативных технологий на уроках должно опирается на соблюдение следующих условий:

  1. Использование прием обучения, стимулирующих эмоциональное восприятие учащихся. Применяются коммуникативные приемы, позволяющие учащимся сосредоточиться на своих чувствах и эмоциональных состояниях, которые вызывает у них прочитанное произведение. Затем, эти эмоции получают вербальное воплощение, отражающее личностный интерес учащегося к прочитанному, к сути произведения, его моральной составляющей;
  2. Выбор рациональной формы коммуникации. Необходимо найти форму коммуникативного отражения прочитанного. Предлагаются разные варианты проведения уроков: деловые игры, технологии проблемного и проектного обучения и др. Выбор формы коммуникации зависит от задач конкретного урока и изучаемого произведения;
  3. Заинтересованность учащихся произведением. Чтобы заинтересовать учащихся конкретным произведением, побудить их к его прочтению применяются разные коммуникативные приемы: презентации по произведению, просмотр театральных постановок по нему, интересных видео фрагментов и др.;
  4. Коллективное обсуждение прочитанного. Оно позволяет привлечь всех учащихся, заинтересовать их и стимулировать их творческую активность на уроке;
  5. Спокойный темп протекания урока. Чтобы учащиеся лучше постигли смысл произведений, обратили внимание на его сущностные аспекты, осуществляется спокойная самостоятельная работа учащихся при сопровождении педагога;
  6. Создание условий для общения на уроке. Оно ориентировано на обсуждение произведения учащимися друг с другом и с педагогом, на обмен мнениями, обмен впечатлениями, эмоциями и идеями.

Использование на уроках литературы приема «Чтение фрагментами»

Прием «чтение фрагментами» относится к коммуникативным приемам литературного обучения. Он не является совершенно новым, но дополняется использованием мультимедийных средств, компьютерной техники для плодотворного восприятия литературной информации.

«чтение фрагментами» позволяет привлечь к работе каждого учащегося. Она дает возможности проявить себя сильным ученикам и не оставить без внимания отстающих.

«Чтение фрагментами» используется при изучении романов классиков, новелл и притч. Интерес использования данного приема заключается в том, что учащиеся знакомятся с произведением впервые. Они не читали его ранее и не знают, о чем идет речь. Каждому достается фрагмент произведения, который он должен прочитать с соблюдением определенной интонации, в определенном темпе и ритме. Чтобы донести эмоциональное состояние героев, испытываемые ими чувства, суть происходящего.

Применение данного приема предполагает первоначальное вовлечение учащихся в работу, затем знакомство с текстом и его сутью через чтение фрагментами и анализ прочитанного. В ходе аналитической работы используются аудио и видео материалы, дающие наглядное представление о прочитанных фрагментах – событиях, ситуациях, поведении героев, и отражающие интонацию, с которой необходимо было прочитать. Учащиеся оценивают свои успехи и соотносят позицию автора произведения со своим видением его сути.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot