Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Классификация современных образовательных технологий

Определение 1

Образовательная технология – систематизированная совместная деятельность педагога и учащихся, имеющая своей целью достижение конкретного образовательного результата, при обеспечении благоприятных и комфортных условий обучения.

Классификация современных образовательных технологий по Г. К. Селевко

Замечание 1

В настоящее время существует несколько общепринятых классификация современных образовательных технологий, каждая из них опирается на конкретные научные понятия в выделении видов технологий.

Характеристика классификации современных образовательных технологий по Г. К. Селевко:

  1. Технология современного традиционного обучения
  2. Личностно-ориентированные образовательные технологии
  3. Образовательные технологии на основе интенсификации и активизации различных видов деятельности учащихся
  4. Образовательные технологии на основе повышения эффективности организации и управления педагогическим процессом
  5. Образовательные технологии на основе использования адаптированного и усовершенствованного дидактического и реконструированного материала
  6. Частнопредметные образовательные технологии
  7. Альтернативные образовательные технологии
  8. Образовательные технологии, основанные на природосообразности развития личности ребенка (природосообразные)
  9. Образовательные технологии развивающего обучения
  10. Образовательные технологии различных авторских школ

Данная классификация является одной из первых. В своем труде «Современные образовательные технологии» Г. К. Селевко предпринял попытку классифицировать технологии. На современном этапе предложенная Селевко классификация переосмыслена и уточнена рядом авторов, каждый из которых предложил свою интерпретацию. Переосмысление классификации связано с активным внедрением в образовательный процесс различного вида технологий, а также с переориентацией образования на гуманизацию и гуманитаризацию. Согласно данной тенденции в настоящее время выделяют предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии. В работе с технологиями значительно изменились подходы их организации и реализации, условия внедрения в образовательный процесс. Все это обусловило выделение новых критериев оценки эффективности применения технологий, и соответственно, отразилось и на современной классификации образовательных технологий.

«Классификация современных образовательных технологий» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Классификация технологий образования по О. Б. Епишевой

Модернизации системы образования и смена образовательной парадигмы в начале 21 века, в первую очередь связана с актуализацией личности учащегося. Именно поэтому все большей популярностью стали пользоваться технологии, основанные на личностно-ориентированной направленности. Основные преимущества данного вида технологий заключается в том, что усиливается роль и значимость самостоятельной работы учеников. Личностно-ориентированные технологии направлены на развитие творческого потенциала личности учащегося, индивидуализации учебного процесса, формирование и развитие самооценки и самоконтроля.

Исходя из данного переориентирования образовательного процесса и направленности технологий, разрабатываются и их новые классификации.

Классификация современных образовательных технологий по О. Б. Епишевой:

  1. Предметно-ориентированные образовательные технологии – в основе данных технологий заложено дидактическое усовершенствование и реконструирование учебного материала. В первую очередь это касается учебной информации, которая представлена в учебниках.
  2. Модульно-рейтинговая образовательная технология – основана на том, что весь учебный материал представлен в виде блоков (модулей), освоение модуля предусматривает получение оценки (баллов), которые составляют рейтинг учащегося. Переход с модуля на модуль возможно только при достижении определенного минимального рейтингового порога.
  3. Образовательные технологии «Диалог культур» и «Экология и диалектика» - авторские технологии, которые основаны на переконструировании содержания образовательного процесса по нескольким направлениям: диалектизация, культорологизация и интеграция.
  4. Образовательные технологии дифференцированного и группового обучения – основой данной технологии является дифференцированная постановка целей обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей учащихся, использование разнообразных групповых форм обучения, которые обеспечивают организацию специализации учебного процесса. Чаще всего данного вида технологии используются в рамках коррекционного образовательного процесса.
  5. Образовательные технологии развивающей направленности обучения – основаны на формирование у ребенка устойчивой мотивации на обучение и самостоятельности деятельности, посредством активного взаимодействия с окружающей средой. Это взаимодействие включает в себя все виды деятельности, каждый из которых отличается спецификой и вносит вклад в развитие личности ребенка. Поддержание мотивации на должном уровне достигается посредством развивающего обучения, которое опирается на познавательную активность и индивидуальный опыт учащегося. Кроме того, в рамках данной технологии педагог должен уделять внимание творческим потребностям детей, их потребностям в самосовершенствовании и саморазвитии.
  6. Природосообразные образовательные технологии – во многом схожи с развивающими технологиями, отличие заключается в том, что в их основе заложена опора на природные силы и задатки ребенка, которые необходимо развивать в процессе обучения. Важным является соблюдение сенситивного периода развития личности, когда она наиболее восприимчива к тем или иным внешним явлениями.
  7. Коллективные образовательные технологии – основаны на том, что процесс обучения осуществляется путем общения в динамических парах, где учащиеся «учат» друг друга, делятся собственным опытом, мыслями или идеями. Особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.
Замечание 2

Все указанные технологии, представленные в классификации О.Б. Епишевой, признаны приоритетными в современной педагогике, они реализуют методологические принципы, изложенные в законе РФ «Об образовании» и других законодательных актах.

Дата последнего обновления статьи: 20.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot