Образовательная технология – систематизированная совместная деятельность педагога и учащихся, имеющая своей целью достижение конкретного образовательного результата, при обеспечении благоприятных и комфортных условий обучения.
Классификация современных образовательных технологий по Г. К. Селевко
В настоящее время существует несколько общепринятых классификация современных образовательных технологий, каждая из них опирается на конкретные научные понятия в выделении видов технологий.
Характеристика классификации современных образовательных технологий по Г. К. Селевко:
- Технология современного традиционного обучения
- Личностно-ориентированные образовательные технологии
- Образовательные технологии на основе интенсификации и активизации различных видов деятельности учащихся
- Образовательные технологии на основе повышения эффективности организации и управления педагогическим процессом
- Образовательные технологии на основе использования адаптированного и усовершенствованного дидактического и реконструированного материала
- Частнопредметные образовательные технологии
- Альтернативные образовательные технологии
- Образовательные технологии, основанные на природосообразности развития личности ребенка (природосообразные)
- Образовательные технологии развивающего обучения
- Образовательные технологии различных авторских школ
Данная классификация является одной из первых. В своем труде «Современные образовательные технологии» Г. К. Селевко предпринял попытку классифицировать технологии. На современном этапе предложенная Селевко классификация переосмыслена и уточнена рядом авторов, каждый из которых предложил свою интерпретацию. Переосмысление классификации связано с активным внедрением в образовательный процесс различного вида технологий, а также с переориентацией образования на гуманизацию и гуманитаризацию. Согласно данной тенденции в настоящее время выделяют предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии. В работе с технологиями значительно изменились подходы их организации и реализации, условия внедрения в образовательный процесс. Все это обусловило выделение новых критериев оценки эффективности применения технологий, и соответственно, отразилось и на современной классификации образовательных технологий.
Классификация технологий образования по О. Б. Епишевой
Модернизации системы образования и смена образовательной парадигмы в начале 21 века, в первую очередь связана с актуализацией личности учащегося. Именно поэтому все большей популярностью стали пользоваться технологии, основанные на личностно-ориентированной направленности. Основные преимущества данного вида технологий заключается в том, что усиливается роль и значимость самостоятельной работы учеников. Личностно-ориентированные технологии направлены на развитие творческого потенциала личности учащегося, индивидуализации учебного процесса, формирование и развитие самооценки и самоконтроля.
Исходя из данного переориентирования образовательного процесса и направленности технологий, разрабатываются и их новые классификации.
Классификация современных образовательных технологий по О. Б. Епишевой:
- Предметно-ориентированные образовательные технологии – в основе данных технологий заложено дидактическое усовершенствование и реконструирование учебного материала. В первую очередь это касается учебной информации, которая представлена в учебниках.
- Модульно-рейтинговая образовательная технология – основана на том, что весь учебный материал представлен в виде блоков (модулей), освоение модуля предусматривает получение оценки (баллов), которые составляют рейтинг учащегося. Переход с модуля на модуль возможно только при достижении определенного минимального рейтингового порога.
- Образовательные технологии «Диалог культур» и «Экология и диалектика» - авторские технологии, которые основаны на переконструировании содержания образовательного процесса по нескольким направлениям: диалектизация, культорологизация и интеграция.
- Образовательные технологии дифференцированного и группового обучения – основой данной технологии является дифференцированная постановка целей обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей учащихся, использование разнообразных групповых форм обучения, которые обеспечивают организацию специализации учебного процесса. Чаще всего данного вида технологии используются в рамках коррекционного образовательного процесса.
- Образовательные технологии развивающей направленности обучения – основаны на формирование у ребенка устойчивой мотивации на обучение и самостоятельности деятельности, посредством активного взаимодействия с окружающей средой. Это взаимодействие включает в себя все виды деятельности, каждый из которых отличается спецификой и вносит вклад в развитие личности ребенка. Поддержание мотивации на должном уровне достигается посредством развивающего обучения, которое опирается на познавательную активность и индивидуальный опыт учащегося. Кроме того, в рамках данной технологии педагог должен уделять внимание творческим потребностям детей, их потребностям в самосовершенствовании и саморазвитии.
- Природосообразные образовательные технологии – во многом схожи с развивающими технологиями, отличие заключается в том, что в их основе заложена опора на природные силы и задатки ребенка, которые необходимо развивать в процессе обучения. Важным является соблюдение сенситивного периода развития личности, когда она наиболее восприимчива к тем или иным внешним явлениями.
- Коллективные образовательные технологии – основаны на том, что процесс обучения осуществляется путем общения в динамических парах, где учащиеся «учат» друг друга, делятся собственным опытом, мыслями или идеями. Особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения.
Все указанные технологии, представленные в классификации О.Б. Епишевой, признаны приоритетными в современной педагогике, они реализуют методологические принципы, изложенные в законе РФ «Об образовании» и других законодательных актах.