Социальная политика организации
Социальная политика современной фирмы собой представляет предоставление работникам услуг социального характера, а также управление ими. Социальные услуги компании представляют собой сумму всех услуг, которые она (помимо зарплаты) предоставляет своим работникам, а также членам их семей.
По сути, социальная политика компании означает признание заслуг, уважение, и поощрение работников.
Каждая современная организация должна быть социально-ориентированной, а потому должна найти свой особый подход к социальной политике. Современная фирма, которой не чужда корпоративная социальная ответственность, которая дорожит своим человеческим капиталом и стремится динамично развиваться в долгосрочной перспективе должна стремится к тому, чтобы добровольные социальные услуги были ориентированы на актуальные нужды работников, соответствовали духу времени, были гибкими и оправданными в экономическом плане.
Основные принципы современной социальной политики организации
Социальная политика любой современной фирмы должна соответствовать следующим главным принципам:
- должны учитываться нематериальные и материальные потребности, а также интересы работников
- предоставляемые услуги и проводимые внутрифирменные социальные программы должны быть известны работникам, которые, в свою очередь, должны воспринимать их как добровольные расходы организации на социальные нужды (а не как инструмент для максимизации прибыли или роста курсовой стоимости акций компании в долгосрочной перспективе)
- социальные программы должны быть для фирмы экономически оправданными, (постоянно должны соотноситься между собой затраты и полученный эффект)
- те социальные нужды, которые в полной мере удовлетворяются общественными организациями и государством, не должны являться предметом внутрифирменной социальной политики.
Содержание внутрифирменных социальных программ
Социальные программы являются важнейшим компонентом механизма внутрифирменной мотивации труда. Цель их заключается в том, чтобы побудить сотрудников работать более продуктивно, результативно, креативно и проявлять большую инициативу.
В последние годы, с дальнейшим развитием рыночных отношений, заметно возросла роль различных социальных выплат, льгот и бонусов, которые стали восприниматься как неотъемлемая часть совокупного дохода работников организаций. Кроме того, сам спектр льгот, предоставляемых сотрудникам постоянно расширяется.
Среди самых распространенных современных направлений внутрифирменных социальных программ можно выделить следующие:
- охрана здоровья
- создание безопасных условий труда
- развитие персонала (инвестиции в человеческий капитал)
- социально ответственная реструктуризация и т. д.
Развитие персонала представляет собой наиболее актуальное и современное направление внутрифирменных социальных программ, которые проводятся в целях привлечения талантливых сотрудников и профилактики «утечки умов».
Внутрифирменные социальные программы по развитию персонала
Социальные программы организации по развитию персонала организации могут включать такие основные направления:
- повышение квалификации, профессиональное развитие и обучение
- использование мотивационно-инновационных схем и систем оплаты труда
- предоставление работникам социального пакета (дифференцированного)
- создание условий для досуга и отдыха (в частности и семейного)
- оптимизация и поддержание эффективных внутренних коммуникаций в компании
- вовлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений и т. д.
В социальной политике любой организации развитие персонала занимает важнейшее место. Современная кадровая политика (в рамках управления персоналом или. как сейчас модно говорить, управления человеческими ресурсами) стала гораздо более гибкой, и набор инструментов, которые могут использоваться для стимулирования эффективной работы и поощрения важных для компании сотрудников, значительно расширился.
Осознавая постоянно возрастающий уровень конкуренции за профессиональными специалистами, динамично развивающиеся компании всеми силами стремятся удержать в своем штате ценных сотрудников, которые являются носителями столь ценного интеллектуального ресурса и представляют собой самый актуальный фактор производства современности – человеческий капитал.
Таким образом, в современных рыночных условиях компании становятся самостоятельными субъектами социальной политики, решающим не только общегосударственные социальные проблемы, но и преследующим свои собственные цели в развитии социальной сферы.