Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Виды корпоративной социальной ответственности

8-800-775-03-30 support@author24.ru

Понятие корпоративной социальной ответственности и ее видовой состав

Корпоративная социальная ответственность (КСО) представляет собой сложное и многоаспектное явление, концептуальные основы которого были заложены еще в середине ХХ века. Сегодня под КСО в общем смысле принято понимать совокупность обязательств, принимаемых на себя компаниями, за результаты и последствия своей деятельности. Иначе ее еще называют социальной ответственностью бизнеса.

Определение 1

Корпоративная социальная ответственность – это концепция, отражающая добровольное решение компаний о принятии участия в социальном развитии своего трудового коллектива, повышении качества жизни и совершенствовании общества, а также защите окружающей среды.

Проявляется корпоративная социальная ответственность по отношению к различным участникам корпоративных отношений, будь то сотрудники компании, ее поставщики, государство или общество в целом.

Сегодня корпоративную социальную ответственность принято разграничивать на два базовых вида (рисунок 1). Определяющим классификационным признаком при этом служит адресность социальной ответственности бизнеса, то есть ориентация на внешних либо внутренних заинтересованных сторон.

Базовые виды КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовые виды КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Внешняя и внутренняя КСО находит свое отражение в соответствующих локальных актах и нефинансовых отчетах. Для последних характерен перекос в сторону освещения вопросов, касающихся реализации внешней социальной ответственности бизнеса.

Так или иначе, каждый из видов КСО, представленных на рисунке 1, имеет свою направленность и характерные особенности. Рассмотрим их более подробно.

Внутренняя корпоративная социальная ответственность

Замечание 1

Под внутренней корпоративной социальной ответственностью принято понимать КСО, социальные инвестиции и мероприятия которой направлены внутрь компании и ориентированы на ее внутренних стейкхолдеров (в первую очередь – сотрудников).

В основе внутренней КСО лежит общественное мнение относительно того, что всякий бизнес, помимо генерирования прибыли и уплаты налогов, должен заботиться о своих сотрудниках. В соответствии с этим предопределяющая роль во внутренней социальной ответственности бизнеса отводится формированию и реализации социальной политики в отношении персонала.

Сущность внутренней КСО определяется ее элементным составом, который включает в себя:

  • обеспечение безопасных условий труда;
  • гарантию стабильной и достойной заработной платы;
  • организацию дополнительного медицинского и социального страхования сотрудников и членов их семей;
  • развитие человеческих ресурсов посредством реализации обучающих программ, программ подготовки и повышения квалификации.

Особая роль традиционно отводится обеспечению безопасности труда и здоровья сотрудников, а также недопущению всяческой дискриминации. Именно они считаются первоочередными.

Далее следует формирование мотивационной политики и обеспечение достойного и стабильного вознаграждения за труд. Данное направление предполагает необходимость адекватного рыночным условиям установления уровня и условий оплаты труда.

Развитие человеческого капитала также является необходимым элементом внутренней КСО. От качества трудовых ресурсов, уровня их профессионализма и подготовки, а также мотивации и удовлетворенности трудом в значительной степени зависят общие результаты деятельности компании. Первоочередная роль в данном направлении отводится обучению сотрудников (как профессиональному, так и личностному) и организации эффективных внутренних коммуникаций.

Помимо прочего, внутренняя КСО также ориентирована на оказание помощи своим сотрудникам, попавшим в критические ситуации (например, предоставление жилья погорельцам или выплата материальной помощи в случае смерти близкого родственника).

Внешняя корпоративная социальная ответственность

Замечание 2

Под внешней корпоративной социальной ответственность принято понимать КСО, социальные инвестиции и мероприятия которой направлены во внешнюю по отношению к компании среду и, соответственно, ориентированы на ее внешних стейкхолдеров.

К числу наиболее важных внешних заинтересованных сторон принято относить:

  • потребителей;
  • поставщиков;
  • государство;
  • местные сообщества;
  • общество в целом.

Иначе внешнюю корпоративную социальную ответственность можно определить в качестве корпоративной социальной политики, проводимой бизнес-организацией для местного сообщества на территории своего присутствия. Свое отражение она находит в реализации различных социально значимых мероприятий и программ внешней направленности.

Основные направления реализации внешней корпоративной социальной ответственности представлены на рисунке 2. Их перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен. Рассмотрим их сущность более подробно.

Основные направления реализации внешней КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Основные направления реализации внешней КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ответственность перед потребителями складывается из выпуска на рынок качественных товаров и услуг. Она предполагает необходимость соблюдения необходимых стандартов, в том числе внутрифирменных. Чем выше качество продукции, тем в лучшей степени она способна удовлетворять потребности покупателей и повышать степень их удовлетворенности. Высокое качество продукции – залог успешного развития в долгосрочной перспективе.

Природоохранная деятельность также считается одним из базовых векторов внешней социальной ответственности бизнеса. Она предполагает не только финансирование природоохранных мероприятий, но также включает в себя энергопотребление, ресурсосбережение, контроль и минимизацию вредных выбросов и т.п. Весьма популярным в последние годы становится переход предприятий на альтернативные источники энергии.

В основе взаимодействия бизнеса в властью и местными сообществами лежит стремление развития сопутствующей инфраструктуры (транспортной, социальной, информационной и пр.). Таким образом, бизнес содействует развитию регионов своего присутствия.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис