Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Корпоративная культура и социальная ответственность

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Корпоративная культура и социальная ответственность

Понятие и содержание корпоративной культуры

Корпоративная культура в общем смысле представляет собой систему формальных и неформальных правил и норм деятельности, которые складываются из традиций, обычаев, коллективных и индивидуальных интересов. В более узком смысле она может быть определена в качестве системы связей, отношений и взаимодействий, осуществляемых в рамках деятельности конкретной организации.

Основными элементами корпоративной культуры являются:

  • миссия, стратегия и цели;
  • стиль лидерства и руководства;
  • культура труда;
  • организационная этика;
  • культура качества.
Замечание 1

Свое отражение в корпоративной культуре находят наиболее важные положения, разделяемые членами трудового коллектива, а также выражаемые в заявленных бизнесом ценностях, устанавливающих определенные поведенческие ориентиры.

Готовые работы на аналогичную тему

Корпоративная культура позволяет ответить на вопросы о том, что же из себя представляет компания, какова ее роль в обществе, какие обязательства она на себя принимает и какую позицию в отношении конкурентов занимает. Ее основные задачи сводятся к отождествлению индивидуальных и коллективных интересов, сплочению трудового коллектива, а также мобилизации энергии его членов для достижения поставленных перед ними целей.

В процессе своего функционирования каждая компания приобретает опыт, способствующий развитию корпоративной культуры. Ее формирование осуществляется в процессе совместной деятельности и совместного преодоления трудностей.

Свойства корпоративной культуры

Корпоративной культуре присущи определенные свойства. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Свойства корпоративной культуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Свойства корпоративной культуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Свойство динамичности проявляется в постоянном развитии корпоративной культуры и ее переходе от одной стадии жизненного цикла к другой. Напомним, что основными стадиями жизненного цикла являются:

  • зарождение;
  • формирование;
  • поддержание;
  • развитие;
  • совершенствование;
  • прекращение или замена.

Для каждого из этапов характерны свои проблемы роста.

Вторым основополагающим свойством корпоративной культуры выступает системность. Она означает, что корпоративная культура, руководствуясь определенной миссией и приоритетами, объединяет в себе множество взаимосвязанных элементов, совокупность которых позволяет достичь эффекта синергии.

Корпоративная культура характеризуется строгой структурированностью элементов в нее входящих, а также их иерархической соподчиненностью.

Относительность корпоративной культуры находит свое отражение в постоянном соотношении ее элементов со своими целями с одной стороны, и с окружающей действительностью – с другой. При этом у каждой корпоративной культуры имеются свои сильные и слабые стороны.

Считается, что внутри корпоративной культуры может быть множество локальных культур (субкультур), которые отражают дифференциацию культуры по национальным группам, возрастным признакам, уровням организации и прочим критериям. В этом проявляется ее неоднородность.

Свойство разделимости опирается на постулат о том, что всякая корпоративная культура может существовать и эффективно развиваться лишь благодаря тому, что ее ценности и нормы разделяются членами трудового коллектива.

Последним, но не менее важным свойством корпоративной культуры считается ее адаптивность. Под адаптивностью в данном случае понимается способность корпоративной культуры противостоять негативным воздействиям и сохранять свою устойчивость с одной стороны, и становиться частью положительных изменений, сохраняя своею эффективность, с другой стороны.

Сущность социальной ответственности бизнеса

Сегодня бизнес прочно вплетен в систему общественного развития. Он более не является независимой субстантой, напротив, деятельность компаний (особенно крупных) оказывает все более существенное влияние на общество и окружающую среду. В связи с этим вопросы социально ответственного поведения компаний все более актуализируются.

В соответствии с классическим подходом под социальной ответственностью бизнеса следует понимать некую концепцию, свое отражение в которой находят добровольные решения участников бизнес-среды касательно участия в социальном развитии трудового коллектива, улучшении общества и защите окружающей среды. Иначе социальную ответственность бизнеса принято называть корпоративной социальной ответственностью (КСО). В общем виде ее сущность представлена на рисунке 2.

Сущность социальной ответственности бизнеса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Сущность социальной ответственности бизнеса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 2

Сущность социальной ответственности бизнеса сводится к тому, что компании, помимо соблюдения законов и производства качественного продукта/услуги, в добровольном порядке берет на себя дополнительные обязательства перед обществом. Соответственно сама социальная ответственность может быть внешней и внутренней, а также осуществляться на различных уровнях иерархии (правовая, экономическая, этическая, филантропическая).

Взаимосвязь между корпоративной культурой и социальной ответственностью бизнеса

Сегодня многие исследователи указывают на наличие взаимосвязи между корпоративной культурой и социальной ответственностью бизнеса. Сущность данных феноменов, описанных выше, позволяет определить ее характер.

Корпоративная культура, ее формирование и развитие являются неотъемлемым элементом деятельности всякой компании, особенно крупной. Усиливая систему социальной стабильности и формируя определенные стандарты восприятия, она предопределяет социально-ответственное поведение компании и ее сотрудников в социуме. Ее главной ценностью считается способность побуждать бизнес к принятию на себя определённых обязательств действовать определенным образом ради достижения общественного благосостояния (даже в том случае, если это способно уменьшить его прибыль в краткосрочном периоде).

Считается, что корпоративная культура выступает в качестве своеобразного компаса, позволяющего выбрать верный тип социально ответственного поведения, необходимого для качественного совершенствования параметров КСО.

Таким образом, в современном мире социальная ответственность бизнеса, вопросам развития которой уделяется все больше внимания, выступает своеобразным элементом корпоративной культуры. Корпоративная же культура является своеобразной основой формирования системы корпоративной социальной ответственности.