Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Основные принципы и методы внутрифирменного планирования

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Экономика предприятия / Основные принципы и методы внутрифирменного планирования
Содержание статьи

Планирование на предприятии

Определение 1

Планирование – это процесс моделирования развития экономического объекта на определенный период.

Оно необходимо для реализации целостного подхода к достижению стратегических целей и осуществлению тактических задач. Планирование учитывает не только действия, но и время, за которое оно должно быть выполнено. Оно ориентировано на будущее. При этом проводится систематически и практически ежедневно. Это необходимо для выполнения отдельных элементов планирования.

Каждое предприятие самостоятельно определяет особенности процесса планирования. Однако, существуют общие требования к его организации. Среди основных этапов выделяют:

  1. Определение целей и задач.
  2. Проектирование будущей деятельности.
  3. Поиск альтернативных подходов.
  4. Выявление ресурсов, источников их формирования.
  5. Поиск исполнителей, их прием на работу.
  6. Интерпретация плана в материальной форме, например, в виде проектной документации или бизнес-плана.

Производственная деятельность нуждается в планировании, так как представляет собой многогранную активность, которая подвергается большому количеству факторов. Планирование позволяет снизить неопределенность, создать общую структуру действий и их направленность на достижение заранее определенной цели. То есть, оно позволяет создать целостную структуру, где каждый элемент действует согласно установленному плану.

Управление предприятием опирается на планирование. Оно может осуществляться собственными силами, либо с помощь приглашенных экспертов. Структура планирования имеет разные уровни. Стратегическое охватывает глобальные цели. Оно тесно связано с прогнозированием. Тактическое планирование более четкое и относится к реальной деятельности предприятия. Он выражается в конкретных действиях уполномоченных лиц. Существует оперативное планирование, которое проводится в короткие промежутки времени. Оно необходимо для внесения корректировок в уже запущенный процесс.

Основные принципы внутрифирменного планирования

Готовые работы на аналогичную тему

Планирование не ограничивается общими целями. Оно постепенно конкретизируется с помощью установленного свода показателей. Каждое предприятие имеет свои особенности функционирования, которые тоже отражаются в плане. По сути, планирование представляет собой предвиденные шаги, направленные на социально-экономическое развитие предприятия.

Руководители разных звеньев обеспечивают подробность и корректность плана. Участие разных подразделений в планировании позволяет выработать единые решения. Но, чтобы оно было эффективным необходимо соблюдать некоторые правила и принципы. Впервые о принципах планирования заговорил Файоль. В качестве основных требований к планированию он обозначил:

  1. Необходимость.
  2. Гибкость.
  3. Единство.
  4. Непрерывность.
  5. Точность.

Необходимость планирования выражается в повсеместном и обязательном его применении. Польза программы действий очевидна. Если плана нет, то предприятию сложно следовать выбранной линии. При этом планы могут быть совершенно разными – простыми, сложными, много уровневыми.

Планирование должно быть непрерывным. Дело в том, что он постоянно корректируется и изменяется под влиянием факторов. Исследование показателей деятельности, мониторинг событий проводится постоянно для того, чтобы своевременно реагировать на различные сбои и отклонения в выбранном пути. Именно поэтому планирование не может быть строго определенным. Необходимо, чтобы оно сохраняло гибкость, адаптивность к существующим условиям.

Точность планированиявыражается в необходимости приблизить запланированное к реалиям, в которых работает компания. Современный подход к планированию выделяет такие принципы как системность, комплексность, целенаправленность. Не менее важными являются научность, сбалансированность, объективность.

Методы внутрифирменного планирования

Планирование опирается на различные методы. Они могут быть научными, аналитическими, целевыми, программными, экономико-математическими, проектными, вариантными и так далее. Процесс планирования направлен на переработку около 70% управленческой информации. Чтобы планирование было эффективным, необходимо выбрать наиболее подходящую методику. Это позволит снизить его жесткость и схематичность, создаст условия для единовременного рассмотрения разных вариантов. Так же появится возможность перехода от мышления категориями к мышлению, которое отталкивается от результатов.

Расчетно-аналитические методы основываются на плановых показателях. Для них проводится предварительный анализ, что отражается в методе. Балансовый метод позволяет достигать согласованности взаимосвязанных элементов. Наиболее распространенными и удобными считаются экономико-математические методы, они позволяют использовать математический инструментарий для анализа и прогнозирования. Математический язык гибок, способен описать не только статические, но и динамические изменения в системах.

Еще одним важным аспектом планирования является его напряженность. Она выражается в показателях трудоемкости, материалоотдачи, материалоемкости, себестоимости и рентабельности производства. Уровень напряженности вычисляется через сопоставление показателей фирмы с данными компаний, занятых аналогичной деятельностью.

Стратегическое планирование охватывает такие вопросы, как распределение ресурсов, адаптация к условиям внешней среды, координация и регулирования хозяйственных процессов, внесение изменений в организационную структуру. Этапами является определение миссии фирмы, формирование целей и задач, анализ и оценка внешней среды, разработка стратегических альтернатив. Тактическое планирование отвечает за планирование производственной деятельности, инновации, капитальное строительство и модернизацию, социальное развитие коллектива и финансовое планирование.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика предприятия» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис