Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Сущность предпринимательства, цели и задачи

  • 👀 7953 просмотра
  • 📌 7920 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Сущность предпринимательства, цели и задачи» docx
Содержание предпринимательской деятельности Сущность предпринимательства, цели и задачи «….Пчела собирает нектар отнюдь не для того, чтобы опылить цветы, она желает получить мед и тем не менее в конечном счете она служит цветам». Кадзума Татаэси Предпринимательство – сложная, трудоемкая организационная производственная деятельность, которая требует высокого профессионализма и реализации бизнес идеи. Предпринимательство – вид человеческой деятельности, который направлен на производство товаров или предоставление услуг за вознаграждение. При этом главный субъект предпринимательства – предприниматель. Характеристика предпринимателя 1. Предприниматель отвечает сам принятие решения. 2. Предприниматель выбирает сам сферу деятельности. 3. Умение распоряжаться капиталом. 4. Предприниматель должен уметь организовать производство. 5. Производить и реализовать товар. 6. Уметь оценивать ситуацию на рынке. 7. Принимать решения и отвечать за них. Все вышеперечисленные качества дают возможность сделать вывод, что предпринимательство – это процесс от идеи создания человеком, её реализация и получение прибыли. Предпринимательство можно разделить на 2 вида: • производственное предпринимательство; • производство по предоставлению услуг. Цели и задачи предпринимательской деятельности Главная цель предпринимательства заключается в извлечении прибыли, максимизации этой прибыли за счет удовлетворения спроса – потребителями. Задача предпринимателя заключается в извлечении максимальной прибыли за счет производства качественного товара или предоставления качественной услуги. Предпринимательство можно назвать двуединым, т.к.: 1-я задача – получить наибольшую прибыль в результате максимального удовлетворения определенной потребности – 2-я задача. Главная задача предпринимательства заключается в постоянном изучении рынка, его анализ, также в изучении рынка конкурентов и инновации как в сферах товара и самого предприятия. Предпринимательство при этом имеет 3 концепции: • позитивная; • критическая; • прагматическая. История предпринимательства и учение о предпринимательстве Исходя из специфики развития хозяйства РФ как исторически, так и географически. Россию можно отнести к «азиатскому» способу производства. Это послужило дальнейшему развитию предпринимательства по особому пути. Факторы азиатского способа производства: 1. Преобладание не частной, а государственной или государственно-общинной собственности. 2. Начиная с древнего Египта государства занимает господствующее. 3. Сохранилась община и общинные традиции. 4. Характерен восточный деспотеизм. Азиатский способ производства привел к следующим особенностям предпринимательства в России: 1. Крепостная мануфактура. 2. Предпринимательская деятельность сельской буржуазии, которая занималась торговлей и промышленностью, предпринимательство сельского хозяйства сдерживала сельская община. Основой предпринимательства является теория меркантилизма. Меркантилизм – это этап развития экономической науки, которая доказывает источник богатства в торговле и торговле предпринимательства. Главная идея меркантилизма – максимизация прибыли. Этапы предпринимательства в России 1. Истоки предпринимательства – ремесло и торговля. В торговле важный перелом произошел в 10 веке. До 10 века (7-10 в ) путь проходил по Волге и Каспию в Арабский Халифат. А с 10 века путь стал проходить по Днепру и назывался «из Варяг в Греки». 2. Начальный период предпринимательства 15-17 вв. Характеризуется развитием городов и ремесла, появлением первых предпринимателей – Морозов и Строгонов. Развитие государственной промышленности, рождение мануфактур, торгового предпринимательства. Хозяйством Алексея Михайловича (1629-1676). 3. Мануфактурный период предпринимательства (17-19 век). Характеризуется выстраиванием взаимоотношений между народом государством и предпринимателем, развитием предпринимательства в горной, текстильной и металлургический промышленности. Также имелись отрасли, в основном отсталые, которые назывались цензовыми. 4. Предпринимательство в период кризиса феодально-крепостнической системы. Характеризуется завершением первоначальных капиталов и рождением капиталистического предпринимательства. Развитие государственного предпринимательства, которое заключается в образовании военной промышленности. 5. Победа капиталистического предпринимательства. Характеризуется предпринимателями нового типа, зарождением фермерства и формированием кредитной системы. Реформы Столыпина, цель которого заключается в разрушении общины с общественной собственностью на землю, при этом уравнять все законы, связь с землепользованием, для перехода к предпринимательству и фермерскому хозяйству. 6. Монополистическая стадия предпринимательства. Характеризуется объединением предпринимателей по виду деятельности и выявление главенствующего предприятия и монополиста 1900-1917 г. Также на этот период большое негативное влияние имело начало I Мировой войны. Этот период характеризуется развитием таких промышленности, которые связаны с изготовлением оружия, также текстильная промышленность и продуктов питания. I Мировая война способствовала кризису, который и привел Россию к революции. 7. Зарождение Советского предпринимательства (1917-1921 г). Период характеризуется как переходный, в котором осуществлялись революционный период развития не только исходя из теории, но и на практике. Также характеризуется образованием синдикатов и политической военного коммунизма. Политика военного коммунизма заключалась в налаживании государственного производства и государственного распределения продуктов по коммунистически. Также в этот период была объявлена национализация всех предпринимателей для налаживания производства не малыми предприятиями, а крупными. 8. Формирование социалистической административной системы управления (1921-1986 г). Характеризующийся новой экономической политикой, которая заключается в том, что необходимо наладить товарооборот в деревнях и городах. Последующее предпринимательство как токовое в России уже не существует, т.к. было выбрана административная система управления, исходя из которых все планы по производству товаров и предоставлению услуг были изданы в министерствах и довились до администрации предприятия. С 1986 года и по сегодняшний день предпринимательство в России имеет переходный этап, который связан с политическими преобразованиями и кризисом 1998 года, но положительный фактор кризиса 1998 года заключается в том, что стало развиваться производство на территории России. Исходя из вышеперечисленного можно сделать следующий вывод, что предпринимательство в России имеет долгую историю, которая зависит от политического строя и факторов, которые влияют на положительную ситуацию в предпринимательства. Эти факторы можно назвать предпринимательской средой. Принципы, функции предпринимательства. Виды и формы, типология предпринимательства. Предпринимательская среда Условия развития предпринимательства: три основных экономические, социальные, правовые. Принципы эффективного предпринимательства: 1. Экономическая самостоятельность и независимость предпринимателя; 2. Плановость действий; 3. Принцип допустимого уровня риска; 4. Принцип мобильности. 5. Экономическая заинтересованность и ответственность Виды и типы предпринимательства Перед тем как определится с видами и типами предпринимательства необходимо рассмотреть признаки, которые существуют у типов и видов предпринимательства. Под типологией предпринимательства понимается учение о различных типах, видах и сферах предпринимательской деятельности, которые отражаются по определенным признакам, которые классифицируются исходя из вида предпринимательства, при этом существуют определенные качественные и количественные характеристики, которые определяются по следующим направлениям: 1. Законность деятельности. 2. Конечный результат. 3. Темпы роста производства. 4. Нововведения и внедрение чего-то нового. Когда мы говорим о типологии предпринимательства, мы рассматриваем конкретную экономию или хозяйственную деятельность организации. И организация является главным объектом, когда мы говорим о типологии. Классификация видов предпринимательства. 1. По виду и назначению: • производственная; • коммерческая; • финансовая; • консультационная или консалтинговая. 2. По форме собственности: ▪ государственная; ▪ частная; ▪ муниципальная. А также предприятия, которые могут находится в собственности общественных организаций. 3. По количеству собственности: • индивидуальное; • коллективное. Из можно сделать вывод, что предпринимательская деятельность делится по типам и видам. Типология предпринимательства основывается на определении экономических учениях, связанная с деятельностью организации и при этом в адаптации этих учений применительно к практике. Виды предпринимательства имеют 2 направления: производство и предоставление услуг, при этом предпринимательство в сфере услуг имеет 3 направления. Предпринимательская среда Предпринимательская среда – сложившаяся в стране благоприятная социально-экономическая, политическая, гражданско-правовая ситуация, обеспечивающая свободу в экономике, дееспособность предпринимателей для ведения предпринимательской деятельности, которая направлена на удовлетворение потребностей на существующих рынках. Характеризуются: 1. Экономическая свобода. 2. Дееспособностью предпринимателя. 3. Организационно-хозяйственное новаторство, которое влияет на развитие именно вида вашей деятельности и развитие предпринимательства в целом. Субъекты предпринимательства, их классификация и отличия Первым главным субъектом является государство. Государство выступает в главной роли в производственном процессе, т.к. является представителями законодательной власти и регулятором всех процессов в предпринимательстве. Второй – предприниматель – организатор, инициатор определение вида деятельности, который он ведет на свой риск под экономическую и юридическую ответственность. Третий – наемные работники осуществляют весь производственный процесс на основе контрактов за определенное вознаграждение. Четвертый – потребитель в цепочке производства является главным оценщиком того, как наложено производство и какой конечный результат мы имеем и продукция является индикатором работы предпринимателя. При этом, потребителю и предпринимателю необходима информация. Пятый – информация подразумевает обмен передовыми технологиями и нововведениями в сфере предпринимательства. Также информация должна иметь обратную связь. Шестой – ресурсы относятся к предпринимательству и то, насколько они качественны и взаимосвязаны зависит тоже результат конечной продукции. В первую очередь субъекты бизнеса делятся на физические и юридические лица. Физические лица является любой гражданин независимо от его пола, национальности, возраста, физических данных и места проживания. Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности обособленное имущество (на основе хозяйственного ведения или на основе оперативного управления) и отвечает по своим обязательствам этим имуществам. Также может заключать договора, имуществ и неимущественные права. Может нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Отличия физических лиц от юридических 1. Физическое лицо обладает правоспособностью с момента рождения. Также юридическое, в отличие от физического, имеет организационно – правовую форму, т.е. тип юридического лица. Организационно-правовые формы делятся по количественным и качественным параметрам. 2. Т.к. юридическое лицо – это организация, поэтому в ней должно соблюдаться организационное единство, д.б. описание деятельности организации, д.б. документы, которые доказывают, что организации имеют свой статус. 3. Связано с объединением капитала, имущества, личных усилий, умственных способностей физических лиц для осуществления предпринимательской деятельности. 4. Имеет обособленное имущества, это имущество, которое необходимо для ведения хозяйства и производственной деятельности. При этом обособленное имущество является частной собственностью организации. 5. Признак самостоятельности. Состоит в том, что юридическое лицо отвечает своим имуществом по обязательствам. Может быть самостоятельно истцом и ответчиком в суде без привлечения к этому процессу своих учредителей. Признаки юридического лица Юридическое лицо не равно Физическому лицу. Юридическое лицо имеет: • Единство организации деятельности. • Обособленные имущества. • Существует независимо от состава участникам. • Обладает самостоятельной волей. Малый бизнес: сущность и значение в современных условиях Отличия малого предприятия, малого бизнеса от крупного: 1. гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка; 2. в малом бизнесе легче распределить и проследить иерархию управления каждого звена; 3. мобильность при внедрении новой техники и изобретений; 4. экономичное использование ресурсов. Снижение косвенных расходов, связь с содержанием непроизвольной структуры. Малый бизнес является двигателем по внедрению новых технологий, имеет эффективный механизм борьбы с бедностью, предоставляет рабочие места, производя продукты с наименьшей себестоимостью, и реализация товара по более низким ценам. Малый бизнес характеризуется качественными и количественными показателями. Перспективы развития малого бизнеса На сегодняшний день в малом бизнесе существуют следующие проблемы: 1. Недостаточность начального капитала из собственных оборотных средств. 2. Трудности с получением банковских кредитов. 3. Нехватка квалифицированных специалистов в области экономики, бухгалтерии и управления. 4. Сложность с получением помещений и высокая арендная плата. 5. Ограниченные возможности получения лизинговых услуг. 6. Отсутствие должной социальной защищенности. Исходя из вышеперечисленных проблем, можно выделить следующие перспективы развития малого предпринимательства: • оградить малый бизнес от бюрократии; • снизить налоговые ставки; • сконцентрировать определенную часть финансовых ресурсов на поддержку малого бизнеса; • рекомендовать для вновь создаваемых предприятий работу по лизингу и франчайзингу; • организовать больше центров по подготовке специалистов и по повышению квалификации. Малый бизнес в России пока намного отстает от промышленно-развитых стран, но в РФ все-таки имеются резервы для дальнейшего его развития. В настоящее время в РФ существуют государственная поддержка малого бизнеса. Предоставляются для отдельных отраслей льготные кредиты, или вкладываются инвестиции, которые необходимы для дальнейшей деятельности. За последние годы все-таки тенденция роста малых предприятий имеется, особенно в отраслях, которые не требуют больших капиталовложений (рис. 1). Рисунок 1 – Комплексная программа развития малого предпринимательства Внутрифирменное предпринимательство Внутрифирменное предпринимательства – это деятельность определенных подразделений на предприятии, цель которых получение коммерческого расчета. Коммерческий расчет – обеспечение прибыли предприятия, также реализация предпринимательских идей за счет расширения рынка, за счет расширения сбыта и низких цен, повышения качества и престижа товарного знака, выход на международные рынки сбыта, повышение нормы прибыли на продукцию. Условия внутрифирменного предпринимательства: • самостоятельность; • заинтересованность; • ответственность каждого подразделения; • взаимная ответственность или структурными подразделениями. Вышеперечисленные условия дают возможность четко формулировать и дифференцировать все поставленные цели от дирекции до каждого определения работника. Признаки внутреннего коммерческого расчета: 1. Подразделения не имеет своего юридического лица и пользуется только положением о структурном подразделении, печатью и учредительными документами головной организации, но при этом организационная структура выделяется отдельно. Необходимо положение, которое утверждается всем коллективом и подписывается директором. В положении описывается все деятельности подразделения. 2. Имущество структурного подразделения находится в его использовании под постоянным контролем сохранности и использования со стороны головной организации. 3. Ответственность за работу структурного подразделения несет его руководитель, который назначен на эту должность руководителем головной организации. 4. В структурном подразделении должен вестись оперативный бухгалтерский и статистический учет под контролем бухгалтерии организации. 5. Производственно-хозяйственная или любая другая деятельность структурного подразделения осуществляется четко по своим функциональным направлением, при этом подразделение обеспечиваются необходимым сырьем и материалами, которые предприятия обеспечивает через материально-технические служб. 6. Взаимодействие структурных подразделений предоставляет собой, особенно когда речь идет о производстве осуществляется по внутренним расчетным ценам. 7. Структурные подразделения несут ответственность по внутренним обязательствам перед другими структурными подразделениями и перед организацией в целом за неисполнение своих обязательствам. Для учета и контроля результатом деятельности структурных подразделений и их затрат обычно организовываются центры ответственности. Центр ответственности - это структурное подразделения, сферой деятельности который является координация и конечное решение всех вопросов. Центр ответственности может существовать и создаваться в следующих формах. 1. Центр расходов – структурного подразделения, эффективность деятельности которое определяется по снижению или оптимизации затрат. 2. Центр доходов – структурное подразделение, которая отвечает за эффективность работы предприятия и правильное распределение прибыли. 3. Центр прибыли – отвечает за формирование прибыли, за ценообразование, за объем реализации продукции, за издержки. 4. Центр инвестиций – это структурное подразделение, которое отвечает за эффективное распределение инвестиции и их использовании, руководитель центра имеет право решать, Каму на данном этапе инвестиции важнее. Бюджетирование. Главное во внутрифирменном планировании не конечный результат, а анализ его определенных этапов (все зависит от того, насколько правильно выбран производственный и технологический процессы). Для этого во внутрифирменном предпринимательстве существует краткосрочное планирование, которое в первую очередь отвечает за учет и контроль ресурсов, за результат деятельности подразделения, основой которого является бюджетирование. Бюджетирование позволяет анализировать фактическую и планируемую результативность. Для этого для каждого подразделения прорабатываются и даются следующие формы. 1. Составление бюджетно-материальных затрат Норма расходов сырья, материалов (то, что необходимо для производства) Бюджет материальных затрат План Факт Отклонения ежедневно на месяц ежедневно на месяц ежедневно на месяц 2. Форма составления бюджета потребления энергии Производственная программа Бюджет потребления энергии План Факт Отклонения ежедневно на месяц Ежедневно на месяц ежедневно на месяц Электроэнергия Тепловая энергия Вода, воздух 3. Форма бюджета фонда оплаты труда Производственная программа Бюджет фонда оплаты План Факт Отклонения ежедневно на месяц Ежедневно на месяц ежедневно на месяц Основная заработная плата Дополнительная заработная плата Премия 4. Составление бюджета амортизационных отчислений Амортизационные отчисления Бюджет амортизационных отчислений План Факт Отклонения ежедневно на месяц Ежедневно на месяц ежедневно на месяц Капитальный ремонт Текущий ремонт Реконструкция, связанная с чем-то новым 5. Форма составления прочих расходов Прочие расходы Бюджет прочих расходов План Факт Отклонения ежедневно на месяц Ежедневно на месяц ежедневно на месяц Командировочные Транспортные Обеды 6.Форма составления сводного бюджета Наименование подразделения Бюджеты Материальные затраты Потребление энергии Оплата труда Амортизация Прочие расходы Итого На основе этих форм и сводной формы бюджета делается вывод о работе каждого подразделения. Также на основе этих форм устанавливаются трансфертные цены. Трансфертные цены во внутрифирменном предпринимательстве Трансфертные цены (внутренние цены) – это цены, по которым одно структурное подразделение передает свою продукцию, полуфабрикаты, работы, услуги другому структурному подразделению этой организации. Для использования трансфертных цен необходимы следующие условия: • оперативная самостоятельность; • заинтересованность структурного подразделения; • взаимная ответственность всех подразделений; • совместная деятельность структурных подразделений. Трансфертные цены должны ориентироваться на рыночные цены. Трансфертная цена позволяет обеспечивать ответственность работников и руководителей структурных подразделений, которые заинтересованы в получении доходов. Организационно-правовые формы (ОПФ) хозяйствование юридических лиц: сущность и особенность Главный успех предпринимателя заключается в том, насколько правильно выбрана «Организационно правовая форма» (ОПФ). Любой хозяйственно-правовой форме бизнеса присущи свои преимущества и недостатки, поэтому необходимо ответственно и серьезно подойти к выбору ОПФ. Критерии развития ОПФ: 1) Количественный, который заключает в себе среднесписочную численность работающих и годовой оборот капитала. 2) Качественный – форма собственности, которая делится на частную и государственную. Как показывает мировая практика, наличие в экономике страны предприятий и организаций разных организационно правовых форм, является важнейшей предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Число и соотношение разных организационно-правовых форм предприятий и организаций, зависит от рыночной коньюктуры. Необходимо выделить отдельно государственное предпринимательство, которое осуществляется в рамках государственного сектора и связано с участием государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений. На рисунке 2 представлена схема субъектов предпринимательской деятельности. Рисунок 2 – Схема участников (субъектов) предпринимательской деятельности Из представленной схемы видна следующая иерархия субъектов предпринимательства. Первое – это деление на юридические и физические лица. Вторая – деление на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческая организация – организация, которая организована для извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие организации – это организации, которые не преследуют получение прибыли, а финансируются собственником или благотворительным фондами, спонсорами. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, которая не связана с извлечением прибыли. Товарищество Товариществом признаются организации с разделенными на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. При этом в зависимости от имущественной обособленности товарищество делится на полное и на вере (коммандитное). Полное товарищество – объединение граждан или юридических лиц для осуществления совместной хозяйственной деятельности на основании договора между ними. Все участники полного товарищества несут ответственность по долгам и обязательствам товарищества своим имуществом. Также долговые обязательства могут накладываться на личное имущество каждого товарища. Полное товарищество также формируется за счет полученных доходов и определенных видов деятельности, которые прописаны в уставе. Товарищество на вере (коммандитное) – товарищество, в котором на ряду с участниками имеется один или несколько товарищей или участников, которые несут риск убытков, связанных с долей внесенных им вкладов и не принимаемым участие в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Эти товарищества называют коммандитистами. Такая форма, как хозяйствующие товарищества, а особенно коммандитные, в российской рыночной ситуации не прижились. Особенности товариществ от других организационно-правовых форм 1. Предпринимательская деятельность участников товарищества признается деятельностью самого товарищества как юридического лица. 2. При недостатке имущества или денежных средств у товарищества кредиторы вправе требовать имущество каждого товарища. 3. Любой из участников полного товарищества занимается предпринимательской деятельностью от имени товарищества в целом. Для создания товарищества не нужен устав, а только учредительный документ. 4. Товарищества отличаются тем, что они не подразумевают ведение общего хозяйства и деятельности предприятия. 5. Отличие коммандитных товаров. Про ликвидации такого товарищества вкладчики – коммандитисты имеют преимущества перед полными товарищами в получении своих денег, даже если предприятие обанкротилось. Общества Общество с ограниченной ответственности (ООО) – общество, которое учреждено одним или несколькими лицами, уставной капитал который разделен на доли определенными учредительными документами, участники ООО не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных или вкладов. Но при этом на сегодняшний день вклады могут быть заменены равнозначными категориями. Общества с дополнительной ответственностью – разновидность ООО, но при этом отличается тем, что все участники солидарно привлечены к имущественной ответственности, однако размер этой ответственности ограничен, и он касается не всего личного имущества, а лишь его части, которая одинакова для всех и кратна суммы ее размера внесенных вкладов. Особенности: 1. Это разновидность объединения капиталов, которая тоже не требует объединения для совместной производственно-хозяйственной деятельности. 2. Уставной капитал общества деятельности для доли. 3. Уставной капитал не складочный, как в товариществах, а определяется законом и должно быть в соответствии с определенными нормативами. Существует две разновидности АО: публичные и непубличные акционерные общества. До 2014 года в России их делили на открытые и закрытые. Аббревиатуры ОАО и ЗАО хорошо всем знакомы, но сейчас уже ушли в прошлое. Их сменили публичные и непубличные формы. Однако обратите внимание, что открытое общество не полностью соответствует публичному, а закрытое – непубличному. Вместе с наименованием изменились и условия работы. Подробнее можно посмотреть в федеральном законе № 208-ФЗ. В публичных АО участники могут отчуждать, то есть свободно продавать свои акции третьим лицам. В непубличных все ценные бумаги изначально распределяются между всеми участниками, а продажа третьим лицам возможна только после голосования всех акционеров. ПАО считаются более прозрачными и легче привлекают инвесторов. Публичное акционерное общество (ПАО) Специфика публичных акционерных обществ выражается в следующем: • неограниченное число акционеров общества; • акции общества обращаются на рынке свободно и могут быть приобретены любым желающим; • прозрачные процессы инвестирования и ведения деятельности, так как ПАО раскрывает по закону массу информации о своей деятельности. Акционеры Лицо, которым приобретены акции хозяйствующего субъекта, называется акционером. Статус акционеров публичного общества могут приобрести как простые граждане, так организации и предприятия любой формы собственности. Акционеры ПАО законодательно наделены теми же правами, что и участники ОАО. Они вправе: • получать дивиденды; • распоряжаться принадлежащими им акциями; • знакомиться с определенным перечнем документов общества; • принимать участие в общем собрании акционеров; • претендовать на часть имущества общества в случае его ликвидации. Ответственность акционеров хозяйствующего субъекта ограничивается лишь понесенными убытками в рамках стоимости акций. А ПАО в свою очередь не отвечает за долги своих участников, однако принадлежащие им акции могут быть арестован и реализованы в счет уплаты долгов акционера. Уставной капитал Одной из особенностей ПАО является то, что необходимость внесения денежных средств в уставной капитал юридического лица, до его регистрации и открытия накопительного счёта, отсутствует. Акции, выпущенные ПАО на какую-либо сумму денег, формируют уставной капитал публичного акционерного общества. Размер уставного капитала ПАО может как уменьшаться, так и увеличиваться, поскольку является величиной непостоянной, и зависит от того, как скоро будут выкуплены все введенные на рынок акции. Контроль со стороны государства к уставному капиталу публичных акционерных обществ более жесткий, это объясняется тем, что акции хозяйствующего субъекта могут быть приобретены всеми желающими. Органы управления ПАО Обязательными органами юридического лица являются: Общее собрание акционеров – высший орган общества. Проводится по инициативе совета директоров, обычно не чаще одного раза в год. Может быть созвано досрочно в не терпящих отлагательства случаях. Коллегиальный орган управления. Осуществляет контроль над исполнительным органом, состав: не менее 5 человек. Единоличный исполнительный орган (директор, президент) отвечает за текущее руководство юридическим лицом. Непубличное акционерное общество (НПАО) Рассмотрим основные особенности непубличных хозяйственных сообществ. Их не принято разделять на виды, но теоретически можно классифицировать по числу участников, количеству акций и уровню закрытости. НПАО – это непубличное общество акционеров, одна из разрешённых российским законодательством форм ведения бизнеса. Её отличает закрытый характер работы, распределение акций внутри уже действующих акционеров, а возможность продавать или отчуждать акции третей стороне строго регламентируется общим собранием. Число акционеров при этом не ограничивается. Для открытия достаточно уставного капитала от 10 тысяч рублей. Основная цель НПАО, как и любой другой коммерческой организации, это получение прибыли. Но, в отличие от публичных, члены непубличного объединения не ставят перед собой задачу привлечения новых акционеров и инвесторов. Они представляют меньше отчётности, а их деятельность менее прозрачна. Например, НПАО не обязаны публиковать ежегодную финансовую отчётность, так как эти документы в первую очередь интересуют инвесторов. Для непубличных АО нет запрещённых отраслей работы, то есть они вправе заниматься любой разрешённой на территории страны коммерческой деятельностью. Особенности управления НПАО вправе работать без совета директоров и наблюдательной комиссии, если общее число участников не превышает 50 человек. Организацией руководят общие собрания акционеров. Решения собраний заверяют нотариусы. При необходимости формируется счётная комиссия. Впрочем, если члены НПАО посчитают, что им необходим совет директоров или назначенный руководитель, они просто формируют его и числа участников. Основное содержание собраний акционеров НПАО составляет определение стоимости ценных бумаг объединения, планирование их довыпуска или сокращения количества. Учредительные документы Изначально АО регистрируется как общество с ограниченной ответственностью. Затем его учредители проводят новое собрание и переименовывают объединение в «акционерное общество». За это не нужно платить государственную пошлину. Так как НПАО – не публичное объединение, в названии не нужно отсылок или намёков на публичность. Теперь следует утвердить новый устав (подробнее в разделе «Устав общества»). Участники и учредители Право участия в НПАО ограничено: акциями владеют изначальные учредители, их наследники, а в редких случаях – «третьи лица», которые добились права присутствия в объединении. В зависимости от доли акций участников можно разделить на обычных и привилегированных. Обязанности, права, привилегии участников непубличного акционерного объединения фиксируются уставом. Обычно у членов НПАО есть привилегия преимущественной покупки: если кто-то из действующих владельцев решить продать свои ценные бумаги, сначала он должен предложить их другим акционерам, а только потом – третьим лицам (если это разрешено уставом). Вывод: НПАО или непубличное акционерное общество – одна из разрешённых законом форм ведения бизнеса. В отличие от ООО и ПАО, непубличные АО более закрыты для третьих лиц: их акций нет в свободном обороте, а финансовая отчётность, как и данные об учредителях не публикуются в общем доступе. Таким образом можно вести любую разрешённую коммерческую деятельность. Особенности товариществ от других организационно-правовых форм Государственные и муниципальные предприятия Отличия государственных и муниципальных предприятий от всех организационно правовых форм: 1. Такие организации не наделяются правом собственности на закрепление за собственником имущества. Это имущество остается учредителю организации, т.е. государству. 2. Имущество является неделимым и не при каких обстоятельствах и условиях не может быть распределено по вкладам, долям и паям и в том числе между работниками унитарного предприятия. 3. Руководитель предприятия назначается собственником либо уполномоченных собственных органам, который он подчинен. 4. Право собственности сохраняется за учредителем, а имущество закрепляется на ограниченном вещном праве, либо на хозяйственном ведении, либо на оперативном управлении. Государственное предприятие – это предприятие, которое принадлежит государственным органом, выполняет в основном государственные заказы (оборонная промышленность, добыча золота, производство медикаментов). Также существуют определенные отрасли и направления, которые м.б. государством. Унитарное предприятие – юридическое лицо, коммерческая организация, право собственности на имущество которое закреплено за ее учредителем. Главный признак унитарная предприятие – концентрация собственности у одного лица. Имущество унитарного предприятия не делятся на доли, паи или акции. Само предприятие не является собственником имущества, оно принадлежит тому, кто его учредил. Унитарное предприятие может осуществить свою деятельность только в соответствии с поставленными целями деятельности, и то с согласия собственника. Унитарные предприятия существуют из 2-х видов. 1. На праве хозяйственного ведения – распоряжаться имуществом. Когда мы говорим на праве хозяйственного ведения, то здесь источником формирования капитала является государство и муниципальной собственности. Унитарное предприятие, которое основано на праве оперативного управления имеют еще одну главную особенность, которые могут организовываться по решению муниципалитета, а предприятия, которые основываются на праве оперативного управления могут создаваться только РФ и получили название казенные предприятия. Казенное предприятие – предприятие, которое основано на праве оперативного управления, обособленной части собственности государства, несущие субсидарную ответственность по обязательствам предприятия. Казенное предприятие находится под наиболее жестким контролем государства, распоряжение движимым имуществам, а иногда включает продукцию и недвижимое имущество только с согласия собственника. При этом собственник имеет право по своему усмотрению передать, изъять имущество и продукцию у предприятия. При этом государство несет обязательство казенного предприятия. Покрывает ущерб и убытки из бюджета. Ликвидировать казенное предприятие может только правительство РФ. Некоммерческие организации Общественные и религиозные организации Общественные и религиозные организации – общественные, коммерческие, добровольные объединения граждан на основе общности интересов с целью удовлетворения нематериальных потребностей. Собственности этих организации образуется за счет передаваемого их участниками имущества и взносом последних (пожертвование), члены организации не несут никакой ответственности по обязательствам, также не несут ответственности по обязательствам его участников. Фонд – это не имеющая членства организация, образован на основе добровольных имущественных износов граждан и юридических лиц, преследующий в своей деятельности общественные цели. Фонды создаются для осуществления благотворительной культурно-просветительной, социальной, образовательной деятельности. При этом после регистрации фонда и переданного ему имущества учредители утрачивают всякие имущественные права и обязательства. В случае ликвидации фонда его имущество направляется на выполнение уставных средств. Фондам запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, но они имеют право создавать хозяйственные общества. Руководитель фондам руководящий орган, который создаются в соответствии с уставом. При этом в фондах существует. Попечительский совет, который осуществляет надзор за деятельностью фонда. Учреждение – созданном собственником организация для выполнения функции некоммерческих характера и финансируемая им полностью или частично. При этом учреждение во многом совпадает с фондами, но имеют следующие отличия: • не является собственниками перееденного им имущества, а только распоряжение им на правах оперативного управления. • также учреждение не несет имущественное ответственность. • учреждение м.б. ликвидировано по решению собственника. Объединение юридических лиц – договорные объединения юридических (физических) лиц, которые создаются в целях координации деятельности или защиты общих интересов его участников. Обычно такие объединения представлены ассоциациями, союзами, холдингами и финансово-промышленным группами. Объединение юридических лиц Объединение юридических лиц строится на следующих принципах: 1. Добровольность объединения на основе общности экономических интересов. 2. Равноправие участников совместной деятельности. 3. Свобода выбора организации формы объединения. 4. Самоуправление участников и объединение их в целом. 5. Организация отношений между участниками на договорной основе. 6. Предприятия, входящий в состав объединения сохраняют свою самостоятельность и право юридического лица. 7. Руководящие органы объединения не наделяются распорядителя властью в отношений предприятий, входящие в определение и выполняют свою функцию на основе договоров с предприятиями. Ассоциация – такая организованная правовая форма, которая объединяет в себя группу независимых компаний, связей между собой общими целями и главная цель ассоциации – получение прибыли. Холдинг – акционерная компания, которая использует свой капитал для приобретения акции других компаний. Холдинговые системы включает головную фирму, дочерние и внучатые фирмы. Материнская фирма располагает 5% акции дочерних компаний и эффективно контролирует их деятельность. В результате материнская фирма реально распоряжается собственностью, во много раз превышающий фактически ей принадлежащую. Особенности холдингов в РФ: 1. Российские холдинги в большинстве своей базируются на государственной собственности и по этому образуются и управляются государственными органами. 2. Российские холдинги образуются выделением из состава существующих предприятия подразделений в качестве самостоятельных юридических лиц и преобразование их в дочерние предприятия: б) объединение пакетов акций юридических самостоятельных предприятий или учреждений. а) обычно создание холдинга осуществляется по заявке. Это заявление направляется в комитет управления имуществом. 2. Холдинг – это управленческая структура, которая создается с целью сохранить объединение предприятий, поддержать технологических и кооперированные связи между ними, поэтому дочерние предприятие жестко подчинены материнским компаниям. Вывод: Создание холдингов в РФ помимо положительного момента имеет и отрицательные заключаются в том, что есть возможность возрождение административных методов управления, а также превращение холдингов в монопольные структуры в связи со слабым антимонопольным законодательствам. Финансово-промышленные группы 5 декабря 1993года был издан указ президента "О создании финансово промышленных групп и порядке их создания". Финансово-промышленные группы исходя из этого указа могут формироваться: 1. На основе договорного объединения частных предприятий. 2. По решению правительства с участием государственных предприятий. 3. По межправительственным соглашением. Отличительные признаки финансово-промышленные группы: 1. Сердцевиной группы обычно служит финансовая компания, банк, сбербанк и страховая компания. 2. Финансово-промышленная группа может быть основана на структуре торгового дома. 3. Важную роль играет участки промышленной организации, предприятий или концерна. Структура финансово-промышленной группы На современном рынке в РФ ФПГ, создаются с целью привлечения инвестиций, также восстановления кооперированных и технологических связей между предприятиями и повышение эффективности их производства. На сегодняшний день много ПФГ в автомобилестроении, они создавались на российском рынке при помощи двух этапов: 1. Создавалось сначала головное предприятие. 2. Прорабатывались вопросы за счет расширения и включения предприятий и финансово-кредитных структур. Вывод: 1. Организация, которая существует в рыночной экономике, чтобы быть юридическим лицом должна иметь: а) обособленное имущество, отвечать по своим обязательствам, выступать в имущественном обороте от своего имени и иметь возможность предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде. 2. Классификация юридических лиц основана на 3-х основных правовых формах: • на праве учредителей. • на праве экономической деятельности юридических лиц. • на ОПФ. 3. Коммерческие организации в целях координации предпринимательской деятельности могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, которые являются некоммерческими организациями. При этом также юридические лица могут объединяться в холдинги, ФПГ уже как раз для извлечения прибыли. 4. При объединении юридических лиц необходима всесторонняя перестройка предприятий, которая касается следующих направлений: • технологическое; • отраслевое; • региональное; • организационное; • управленческая; • социальная. 5. Важным элементом в объединении юридических лиц является формирование и развитие корпоративного стиля управления. 6. Государство является главным регулятором в выборе организационно правовой формы и в регулировании рыночных механизмов. Также государство влияет и на инвестиционный климат. 7. Эффективность работы ОПФ определяется по определенным критериям т.к. и выбор ОПФ. Предпринимательское решение Предпринимательское решение – составная часть любой управленческой функции, которая возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участниками процесса управления и производства. При этом мы говорим, что предпринимательское решение в первую очередь информация. Самое главное в принятии решение зависит, насколько правильно решение реализуется. Также решение зависит от сущности управления. При этом предпринимательском решение – это выбор альтернативы, которая осуществляется руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направлена на достижение целей хозяйствующего субъекта. При этом предпринимательское решение имеет отличие от обычных решений по следующим направлениям: 1. Постановление целей. 2. Последствия. 3. Разделение труда. 4. Профессионализм. Когда мы говорим о предпринимательских решений, оно имеет комплексный аспект: 1. Психологический, который заключается в логикомыслие. 2. Информационный – процесс преобразования информации в информацию управленческого решения. 3. Юридический – это правовые акты, которые есть и существуют исходя из этих актов управления предпринимательским решением должно основываться на законности. 4. Организационный – это один из моментов волевого воздействия, состоящий в выборе цели, действия и средств в достижении принятия решения на практике. Рисунок 3 – Схема этапов процесса принятия предпринимательских решений Основные факторы повышения эффективности предпринимательских решений Рисунок 4 – Эффективность принятия решений Вывод: Разработка, принятие и реализация решений – это концентрированная сущность управления. Решение – выбор альтернативы. Также это необходимость принятия решений объясняется, сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Принятие управленческих решений имеет ряд от выбора отдельного человека. Принятие предпринимательского решения – это не одномоментный акт, а результат процесса, имеющую определенную продолжительность и структуру. Под технологией принятия решения понимают этапы, приводящие к решению проблем организацией в комплексе с методами разработки и анализа альтернатив. Решение предпринимателей всегда базируется на изучении определенной ситуации, на изучение определенных процессов и технологий воздействия на эти процессы. Управление предприятием предпринимательского типа Качество – это совокупность свойство продукции, призванных удовлетворять потребность в соответствии с назначением продукции. Любой продукт обладает совокупностью свойств: • надежностью; • эргономичностью; • эстетическими свойствами; • безопасностью; • экологичностью. Современное производство – это производство высококачественной продукции. Потребитель часто предпочитает качество цене, поскольку понимает, что высокое качество снизит расходы на эксплуатацию, ремонт и более полно удовлетворяет его потребности. Качество выпускаемой продукции – это своеобразный символ современной экономики предприятия. Как отмечают зарубежные менеджеры, качество – это не лозунг, это целая философия. Снижение издержек, рост производительности труда призваны куда менее важными, чем качество. Предприятия множества стран, выпускающие продукции самого разнообразного ассортимента, активно работают над ее качеством. Затраты на работы по повышению качества продукции имеют значительный удельный вес, и он постоянно растет. Повышение качества – это трудоемкая работа для предприятия, поскольку затрагивает практический все направления деятельности и в конечном итоге выходит на такой макро-экономический показатель, как качество жизни (рис. 5). Качество производимой продукции, качество предоставления услуг, т.е. в этом случае под качеством мы определяем директивные законодательные требования к определенному виду продукции или предоставлению услуг. При этом необходимо рассматривать в целом такое понятие, как качество жизни, которое представим в следующей схеме. Связь поставщика с потребителем и производителем. Главное – сбыт и реализация продукции. При этом необходимо выпускать столько продукции, сколько можно ее реализовать. Самостоятельность предприятия, т.е. выбор ОПФ. Предприятие должно регулировать объем выпуска продукции, рассчитывать уровень издержек и цены, рассчитывать конечный результат, т.е. прибыль. которые делятся на структуру, процесс и функции управления и организации. И от того, насколько правильно этот механизм существует и взаимодействует, зависит конечный результат, который определяется прибылью. Для предприятий предпринимательского типа получение прибыли – непосредственная цель предприятия, но для того, чтобы получить прибыль надо изучить потребительский спрос, изготавливать качественную продукцию и иметь предоставление о платежеспособности потребителей. Прибыль - конечный результат деятельности предприятия, которая рассчитывается по следующей формуле: П = В - З - Н - Ш, где: В – выручка; З – затраты; Н – налоги; Ш – штрафные санкции. Данная формула дает представление о получении чистой прибыли. Вывод: Механизм функционирования предприятия предпринимательского типа заключается: в эффективном управлении предприятием, которое зависит: ◦ от качества продукции; ◦ от сбыта продукции; ◦ от самостоятельности принятия управленческих решений. Управление финансами предприятия Финансы – это денежные отношения, которые возникают у предприятия в процессе его производственно-хозяйственной деятельности, которые связаны с формированием его финансовых ресурсов. Для предприятия главным направлением финансово-хозяйственной деятельности является формирование его фондов и их использование. При этом для предприятия существует такое понятие, как финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы – совокупность денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, которые предназначены для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по увеличению производства и его расширение. Основой финансовых ресурсов является капитал. Капитал – это часть финансовых ресурсов, которые участвуют в обороте предприятия и обязательно должна приносить доход от этого оборота. Эффективное управление финансовыми ресурсами осуществляется обычно в рамках финансового менеджмента. Финансовый менеджмент – система рационального управления движения денежными потоками, возникающими в процессе хозяйственно-производственной деятельности предприятия и в целях достижения текущих и стратегических целей. Должностные обязанности финансового менеджера: 1. Организация финансовой работы хозяйствующего субъекта. 2. Разработка перспективных и текущих финансовых планов и контроль за их выполнением. 3. Организация оперативной финансовой работы. 4. Осуществление кредитной политики. 5. Проведение валютной политики. 6. Формирование финансовой документации. 7. Анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта и эффективность использования финансовых ресурсов. Объектом управления финансового менеджмента являются финансовые ресурсы в виде денежного оборота предприятия и представляющий собой финансовые потока денежных средств. Субъектом является финансовая служба, которая отвечает за стратегию и тактику финансового менеджмента, который влияет на конечный результат, т.е. прибыль. Финансы предприятия делятся на: 1) финансовые отношения (с поставщиками, производителями) между субъектами, которые участвуют в производстве предприятия; 2) финансовые фонды (уставной, резервный). Структура финансовой службы зависит от ОПФ, от размеров предприятия, от деятельности предприятия и от задач и целей предприятия. Главный бухгалтер и бухгалтерия как и финансовый менеджер подчиняются заместителю директора по финансам и при этом взаимодействуют между собой. На сегодняшний день на предприятиях финансовая служба должна существовать независимо от других структур. В настоящее время на большинстве российских предприятий финансовая служба растворена внутри других служб, либо вообще отсутствует. Денежные потоки делятся на незавершенное производство и на денежные средства, которые в свою очередь делятся на инвестиции и ссуды. Вывод: 1. Финансы предприятия представляют собой денежные отношения, возникающие между партнерами производственного процесса. 2. Главным направлением финансовой деятельности является формирование, использование денежных фондов. 3. Финансовые ресурсы - совокупность денежных средств. 4. Капитал – часть финансовых ресурсов, которые участвуют в обороте и приносят прибыль. 5. Существуют объекты и субъекты финансовой службы. Сущность и цели оценки бизнеса, оценка и контроль предпринимательской деятельности Как уже говорилось раньше, бизнес – вид предпринимательской деятельности, который осуществляется в определенной организационно-правовой форме. Когда мы говорим об экономической оценке бизнеса, то здесь подразумеваем стоимость предприятия и стоимость имущества не с бухгалтерской точки зрения, а с экономической. Оценка бизнеса и предпринимательской деятельности – это процесс определения стоимости на конкретный момент времени. Выделяют два вида оценки бизнеса: 1) Оценку фирм, которая может основываться на оценке их имущества; Оценку долгосрочных конкурентных преимуществ предприятий в виде технологий, долгосрочных контрактов, прочих активов, обеспечивающих ожидаемые с некоторой вероятностью будущие доходы Рисунок 6 – Схема влияния стоимости на бизнес С экономической оценки бизнеса в первую очередь учитываются все затраты, а с другой стороны необходимо оценить рыночные факторы, т.е. экономический имидж предприятия, т.е. положение предприятия на рынке, его конкурентоспособность и конкурента. Задачи и цели оценки бизнеса: • для повышения эффективности текущего управления предприятием; • определение стратегических ориентиров фирмы; • определение стоимости предприятия в случае его купли-продажи целиком или по частям; • реструктуризация частичной или полной. • определение целесообразности инвестиций; • определение суммы страховых взносов; • определение кредитоспособности предприятия. Реструктуризация – перестройка основной структуры элементов деятельности предприятия и вида: правовая-юридическое обеспечение; финансовая; организационная; управленческая. В зависимости от того, какая постановлена цель оценки бизнеса, определяются и виды стоимости: рыночная стоимость; инвестиционная стоимость; страховая стоимость; ликвидационная стоимость; воспроизводственная стоимость; стоимость замещения; эффективная стоимость. При оценке бизнеса в России необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства, что на территории России еще больше 50% составляют ваучерские предприятия, на основе которых первоначальная цена предприятия намного занижена. Процесс оценки бизнеса базируется на определенных принципах и стандартах: основаны на предоставлении собственника; связаны с эксплуатацией собственности; обусловлены действием рыночной среды. При этом помимо принципов существуют подходы. Подходы и методы, используемые для оценки бизнеса Доходный подход заключает в себя получение прибыли на определенное время. При этом доходный подход рассчитывается двумя методами: 1-ый метод: подразумевает расчет сложного процента и на основании этого рассчитывается конечное получение прибыли. 2-ой метод (дисконтирование): включает в себя расчет прибыли по годам, четко рассчитываются коэффициент дисконтирования и прибыль тоже по годам. Затратный подход включает в себя 2 метода, которые дают возможность рассчитать все затраты, связанные с бизнесом и то, как мы их можем окупить, т.е. срок окупаемости. Исходя из срока окупаемости, мы можем предполагать, когда мы начнем получать свою прибыль. Рыночный подход включает в себя 3 метода, которые заключаются на определении рыночной ситуации, рыночных цен и положения предприятия на рынке, т.е. его конкурентоспособность, которая может повлиять на цену бизнеса. Также существует еще один фактор при выборе в рыночном подходе – это имидж бизнеса. В мировой практике больше пользуются доходным и рыночным подходами, которые более применимы для общей оценки бизнеса. Затратный метод больше принимается в строительстве. Оценка бизнеса с предпринимательской точки зрения Оценка бизнеса с предпринимательской точки зрения осуществляется по определенным показателям, которые характеризуют прибыльность предприятия. При этом необходимо провести комплексную оценку предприятия, спрогнозировать методы, по которым будет осуществляться итоговая оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия, определить показатели по оценке производства и также показатели по использованию инвестиций. Для этого необходимо также провести оценку эффективности предпринимательской деятельности. Оценка эффективности предпринимательской деятельности включает в себя финансовые результаты предприятия, на основе которых делаются определенные выводы, на основе которых разрабатываются и осуществляются системы организационно-экономических, технических, технологических мероприятий, которые направлены на улучшение финансового состояния предприятия. Существует группа показателей по итоговой оценке эффективности деятельности предприятия. 1-ая группа показателей включает в себя оценку эффективности управления организацией. В нее входят следующие показатели: • прибыль до и после налогообложения; • прирост выручки (прирост дохода); • прирост прибыли. 2-ая группа показателей рентабельности, которые включают в себя следующие (себестоимость, прибыль): • общую рентабельность; • чистая рентабельность; • рентабельность капитала, в частности собственность; • общая рентабельность производственных фондов; • рентабельность от продаж. 3-ая группа включает в себя показатели, которые характеризуют деловую активность организации. Деловая активность заключается в расчете фонда отдачи, также рассчитываются коэффициенты оборотных средств как предприятия в целом, так и по видам продукции. При этом рассчитывают коэффициент оборачиваемости материальных активов, оценивается оборачиваемость кредитных операций, ликвидных активов и на основании этих трех групп показателей составляется сводная таблица, на основе которой делаются экономические выводы и прогнозы. Также существует еще одна группа показателей, которая включает в себя показатели, характеризующие рыночную (финансовую) устойчивость организации. Эти показатели показывают зависимость от кредитов и инвесторов, которые вкладывают деньги "в собственный капитал" предприятия. Соотношение собственного капитала к заемному характеризует эту группу показателей. Оценка предприятия и бизнеса с точки зрения налоговых органов Оценка с точки зрения налоговых органов необходима для того, чтобы четко видеть объем доходов, на основе которых выплачиваются налоги. При этом, если у налоговых органов возникают вопросы, связанные с убытком, особенно по продаже или по реализации, то они имеют право проверить всю первичную документацию и первичный учет. Налоговые органы также могут проверить значительный рост затрат на производство и реализацию продукции. Налоговые органы проверяют правильность расчета затрат, их объективное увеличение и соотношение цены реализации. Оценка предприятия с позиции банков или кредитных организаций Необходима для того, чтобы видеть четкую информацию и финансовые результаты предприятия, которые предприятие имеет в случае не возврата денежных средств. Оценка бизнеса предприятия должна иметь определенные этапы: I этап. Для чего оцениваем бизнес; II этап. Как оцениваем; III этап. Каким подходом, а в подходе - каким методом; IV этап. Необходимо также знать период оценки; V этап. Прогноз выручки и прибыли; VI этап. Анализ прогноза расходов; VII этап. Анализ инвестиций и при этом рассчитывается также прогноз дополнительных инвестиций; VIII этап. Этап, который заключается в расчете ставок по кредиту или дисконту; VIIII этап. Расчет себестоимости и цены в прогнозный и послепрогнозный период. После определения предварительной оценки стоимости предприятия, его финансовых результатов, его налого- и кредитоспособности определяется конкретная уже рыночная цена и стоимость предприятия. Вывод: Собственник предприятия или бизнеса обычно распоряжается своей собственностью, как считает нужным. Может передать по наследству, продать, в залог. Но все вышеперечисленные сделки не могут осуществляться без оценки предприятия в целом или части его имущества. Оценка бизнеса представляет процесс определения его стоимости на конкретный момент времени. При оценке бизнеса оценивается не только имущество предприятия, но и его технологии и имидж, т.е. экономические факторы. Оценку бизнеса обычно проводят для определенной цели. Для этого существует (исходя из целей) 3 подхода и 7 методов. Доходный подход предполагает, что оценка бизнеса основывается на получении доходов в бизнесе. Прим этом, в доходном методе большое значение имеет период, т.е. продолжительность получения дохода, т.е. этот метод очень рискованный. Рыночный подход требует наличие информации о сопоставимых объектах и важнейшим условием этого подхода является наличие развитого фондового рынка. Также оценка предприятия необходима и для анализа его финансового состояния. При этом под финансовым состоянием понимается финансовая устойчивость предприятия, т.е. его платежеспособность. Финансовые результаты необходимо анализировать и оценивать для определения динамики прибыли и увеличение объема производства продукции. Обычно бизнес, т.е. предприятия, оценивают государственные органы, инвесторы и кредиторы. Инновационное предпринимательство Классики – экономисты 20 в. подразумевали предпринимателей как товаров, которые должны поставить свое производство во всех планах по-новому. Также они подразумевали, что, используя инновации, должна быть, достигнута максимальная отдача используемых результатов. Ученые 20 века под новаторством понимали определенные "революционные" процессы для предпринимательства. Инновационное производство – это модель предпринимательской деятельности, которая связана с новаторством, т.е. это создание новшеств, продуктов, не известных ранее по средствам использования традиционных факторов экономики труда, земли и капитала, или нового его сочетания. Инновация – изменение первоначальной структуры производственного процесса, переход его структуры к чему-то новому, т.е. создание комплексного процесса для распространения и использования нового продукта. Шумпетер Й.А. определил новаторство, как главную задачу предпринимателей в реформировании и революционном способе производства путем внедрения решений через использование новых технологий для производства новых или тех же товаров, но по новым методам исходя из такого использования сырья или нового рынка сбыта готовой продукции, т.е. он заключал реорганизацию старого процесса производства и создание новой отрасли на этом производстве. Шумпетер Й.А. под инновациями понимая переход с одного уровня качества на другие. При этом он выделил 5 типичных изменений или факторов для новшеств или инноваций: 1. Вследствие использования новой технологии, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства. 2. Обусловленный внедрениями продукции с новыми свойствами. 3. Использование нового сырья. 4. Организация нового производства и использование его нового сырья и материально-технической базы (которая должна изменяться). 5. Появление новых рынков сбыта. Классификация инноваций. Классификацию инноваций предложил ученый-экономист пригонит, который разделил классификацию на критерии и каждому критерию выбирается свой вид инноваций в зависимости от производственной деятельности. Критерии инновации: распространенность; место в производственном цикле; преемственность; охват доли рынка; потенциал и степень новизны; сфера деятельности предприятия. Виды инноваций: единичный; диффузный; сырьевая; продуктивная; обеспечивающие; открывающиеся; отменяющиеся; замещающиеся; возвратные; локальные; системные; радикальные; совершенствующиеся; комбинированные; технологические (производственные); социальные или управленческие; экономические (торговые). Вышеперечисленные критерии инновации необходимо сочетать разумно. Существуют основные этапы разработки новинок. I этап II этап Рисунок 7 – Схема основных этапов разработок новинок Инновационное предпринимательство Рисунок 8 – Принципиальная схема инновационного предпринимательства Инновационное предпринимательство – это в первую очередь рискованное предпринимательство, которое должно обладать следующими преимуществами: 1. Мобильность и гибкость производственного процесса, которые позволяют переориентироваться на другой вид производства. 2. Сильный и многоплановый характер мотивации, который обусловлен внеэкономическими причинами. 3. Узкая специализация творческого поиска и сужение круга технических идей. 4. Ориентация на конечный результат при широком использовании всех видов ресурсов и, прежде всего интеллектуальных. 5. Возможность идти на риск. При наличии этих признаков необходима и определенная предпринимательская среда, которая должна содержать следующие элементы: 1. Наличие инвесторов со свободными финансами и ресурсами. 2. Товаропроизводители с соответствующими мощностями производства, на которых можно дополнительно изготавливать инновации. 3. Необходима определенная инфраструктура. Для инновационных предприятий необходимы также ОПФ, они могут быть разными. Венчурная фирма - фирма, которая осуществляет свою деятельность с большей долей риска. Венчурные фирмы (предприятия) специализируются на исследованиях, разработке, производстве новой продукции и услуг, создают такие фирмы обычно ученые, инженеры, изобретатели, которые создают эти фирмы для работы на этап роста и насыщения своей изобретательной активности и производственного процесса. Венчурные фирмы даже передают результаты своих изобретений другим фирмам. 1-ая фирма – эксплерент – пионерская фирма, т.е. первая, которая получает повышенную долю прибыли и сверхприбыли на этапе максимума цикла изобретательской активности. Эти фирмы участвуют во всех первых партиях выпуска продукции. 2-ая фирма – патиент – работает, как правило, на узкий сегмент рынка и удовлетворяет потребности, которые сформировались под действием моды, рекламы. Работает эта фирма на этапах роста выпуска продукции и стадии падения. 3-ая фирма – коммутант – работает на этапе падения выпуска продукции, нацелена на удовлетворение местных, национальных потребностей, адаптирует инновации местным, национальным потребителям, адаптирует конкретным условиям, вносит изменения на разных стадиях производственного цикла организации поставки продукции на производство из изменения в технологии уже выпускаемого продукта. Организационно-территориальная форма «Технопарк». Характеристика организационных форм инновационного предпринимательства Основные задачи «Технопарка»: 1. Превращение открытий и изобретений в технологию. 2. Превращение технологий в коммерческий продукт. 3. Передача в массовое производство технологии изготовления продукта через малое предпринимательство. 4. Формирование и рыночное становление наукоемких фирм. 5. Поддержка предприятий в сфере наукоемкого бизнеса. При этом каждый «Технопарк» имеет определенную целевую направленность и делится на виды этой направленности. Вид парка Направление деятельности Источники финансирования 1. Исследовательский Принимает завершенные фундаментальные решения, разрабатывает проекты в сфере передовых идей, доводит исследования до прикладных разработок Государственная поддержка 2. Научно-исследовательский Обрабатывает новые технологии, изготавливает попутную партию продукта и тиражирует технологическую документацию Государственная поддержка и поддержка структур бизнеса 3. Технологический 1. Осуществляет технологическую подготовку производства. 2. Реализует готовую продукцию, включая ноу-хау. 3. Производит продукт малыми партиями и участвует в серийном производстве продукта Несмотря на прибыльную деятельность необходима поддержка государства или структур бизнеса 4. Промышленно-технологический Представляет во временное пользование площади, оборудования для организации производства В финансовой поддержке не нуждается Все технологические парки и научные разработки не могут быть в массовом производстве без структуры, которые специализируются на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных фирм, которые реализуют научно-технические идеи и называются они бизнес-инкубаторы. Функции бизнес-инкубатора: 1. Обеспечение и поддержка фирм предоставлением на льготных условиях образования, оказание консультативных услуг и оказание правовой информации и помощи. 2. Способствует успешной стратегии в рискованных технологиях. 3. Выполняет образовательную функцию. Оценка инновационных проектов Рисунок 9 – Схема эффективности оценки инновационных проектов Вывод: Реализация любого инновационного проекта требует материальных и финансовых затрат. Инновационная деятельность всегда связана с риском и невозможно заранее сказать, окупится проект, будет ли коммерческая выгода, найдутся ли потребители. Для того чтобы оценить проекты, необходимо осуществить экспертизу инновационного проекта на степень его реализуемости, т.е. оценить социально-экономическую эффективность на той стадии, при которой мало информации. Этот прогноз делается по оптимистическим и пессимистическим прогнозам. Вывод: 1. Современное производство не может быть без инновации и нововведений. 2. Существует такое понятие, инновационное предпринимательство, которое заключается в коммерческом использовании и создании новшеств. 3. Инновации имеют четкую классификацию, а классификация - критерии. 4. Предприятия, которые занимаются инновациями, могут иметь различные ОПФ и организационные структуры. 5. Инновации требуют материальные и финансовые ресурсы, поэтому необходима экспертиза инноваций. Культура и этика предпринимательства Культура предпринимательской деятельности – это в первую очередь система воспитания и реальных убеждений и представлений о ценностях. Культура предпринимательства – совместность образцов поведения, ценности системы, социальных норм, фундаментальных принципов и общественных институтов, которые ориентируют субъекты на формы экономической активности в сфере предпринимательства, обеспечившую передачу накопленного опыта и способствующих устойчивости предпринимательства во времени. Существует 3 инструмента воздействия на людей: 1. Иерархия или организация – это воздействие принудительное на человека. 2. Рынок. 3. Культура. В первую очередь на культуру влияет развитие общества и развитие рынка. Культура имеет 2 стороны: духовную и материальную. Материальная культура – культура, которая включает в себя культуру управления производством, обмен, распределение технологии, условия труда, т.е. все производственные отношения между субъектами и, которые участвуют в предпринимательстве. Духовная культура – особые обычая, традиции, религия, которая характерны для определения предпринимательской среды. Предпринимательская культура имеет следующие отраслевые виды: 1. Культура торговли. 2. Культура выгодных сделок, т.е. это спекулятивная культура обычно встречается при работе с ценными бумагами, модельный, косметический бизнес, спорт, реклама и венчурный рисковый бизнес. 3. Инвестиционная культура, которая встречается и проявляется в промышленности, т.е. в работе предприятия на бедующее. 4. Административная культура – общественное обслуживание в банке. Существует 10 основных признаков культуры: 1. Культура социальна, т.к. на ее формировании влияет общественный климат. 2. Регулирует поведение членов коллектива. 3. Создается людьми. 4. Создание определенных традиций и их соблюдение. 5. Культура предпринимательской деятельности способна меняться от определенной ситуации. 6. Познаваема. 7. Многогранность. Есть определенные подходы. 8. Культура должна находиться в постоянном развитии. 9. Осознаваемая и неосознаваемая. 10. Формирование культуры основывается на представлениях администрации о развитии общества. На развитие культуры предпринимательства в первую очередь влияют предоставления о смысле жизни, национально-культурные и религиозно-культурные стереотипы, нормы и правила поведения, мотивации и труда, особенности ландшафта, климата, месторасположение страны, ее размеров. Этика и эстетика деловых отношений Аристотель под этикой понимал человеческие взаимоотношения. Также он говорил, что этика – отрасль знания, особая наука, которая позволяет рассматривать и оценивать человеческие отношения. Конфуций сказал очень мудрые и древние слова: «Благородный человек предъявляет требование к себе, а низкий – к другим. Исходя из психологии и педагогике процесс воздействия на человека происходит в период с 7 до 14 лет. Конфуций правильно определял предпринимательство – это в первую очередь культура общения, культура производства, культура и стиль поведения, культура мысли. Этика бывает общечеловеческая, универсальная, профессиональная и корпоративная. Вывод: Культура предпринимательства – это деловая этика, которая формируется в процессе общения между людьми с учетом определенных правил и норм поведения. При этом отдельно рассматриваются такие понятия как этика, правило этики, также немало важно, что понятие культуры и предпринимательства не может существовать само по себе. Культура – это понятие, которая связана с историей развития человечества и делится на материальную и духовную. При этом понятие культуры, этики может подразумевать под собой деловые отношения, которые имеют определенные правила и нормы. Прекращение деятельности предпринимателя и виды ответственности за нарушение Российского законодательства. Предприниматель может прекратить свою деятельность в следующих случаях: 1. Сам закрыть предприятие по каким-то причинам. 2. Могут закрыть законодательные органы. 3. В связи с изменением ОПФ. Существуют следующие виды ответственности: 1. Уголовная – вид юридической ответственности, заключающая в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления. 2. Административная – вид юридической ответственности граждан, должностных и юридических лиц за совершенное административное правонарушение. 3. Налоговая – ответственность физических и юридических лиц за налоговые правонарушения. 4. Гражданско-правовая ответственность – система мер имущественного характера, которая принудительно применяется к нарушителям гражданских прав. Существует такое понятие гражданско-правовой ответственности, за которые отвечают все участники определенной сделки или деятельности. 5. Материальная ответственность – т.е. возмещение ущерба, которые причиняются кем-то из сторон в процессе производственной деятельности или другими деятелями. 6. Дисциплинарная – санкция, которая применяется административные предприятия, учреждения и организации к работнику за дисциплинарный поступок (это противоправное, виновное невыполнение или выполнение ненадлежащим образом работником своих трудовых обязанностей.
«Сущность предпринимательства, цели и задачи» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 256 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot