Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Возникновение педагогической профессии

Проблема возникновения педагогической профессии и её развития достаточно полно рассмотрена в современной литературе, представлены этапы генезиса педагогической профессии, на каждом из которых описаны характерологические и специфические особенности педагогической деятельности. Более подробно остановимся на рассмотрении данного вопроса.

Объективными предпосылками возникновения педагогической профессии являлась возникшая потребность в передаче общественного опыта от старшего поколения к младшим с целью обеспечения готовности этих поколений к жизни и труду, что являлось условием обеспечения выживания и развития человеческого общества.

Корни возникновения педагогической профессии уходят в эпоху зарождения человеческого общества. В условиях существования дородовой общины накопленный опыт передавался в ходе трудовой деятельности. Усложнение орудий труда привело к необходимости обеспечить специальную передачу трудовых умений и навыков, данным процессом руководили старейшины рода – люди, получившие уважение со стороны окружающих благодаря богатому жизненному опыту, так была образована первая социальная группа людей – воспитатели, воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. По прошествии некоторого времени у людей появляется потребность обобщить существующий опыт воспитания, а также потребность в специальном учебно-воспитательном учреждении, целью которого была бы подготовка молодых людей к жизни.

В развитых государствах древнего мира (Китай, Индия, Греция, Египет) предпринималась попытка обобщить опыт воспитания, выделить теоретические основы. Учителями в Вавилоне, Египте, Сирии чаще всего были жрецы, в Древней Греции – умные вольнонаёмные граждане, в Древнем Риме – государственные чиновники, назначавшиеся именем императора, которые хорошо знали науки. В средние века учителями были священники и монахи, но в городских школах и университетах учили специально обученные люди.

Генезис педагогической деятельности позволяет условно весь период становления и развития педагогической профессии разделить на следующие этапы:

  • допрофессиональный;
  • условно профессиональный;
  • собственно профессиональный;
  • современный.

Допрофессиональный этап

В первобытном обществе профессии «педагог» не было, но была педагогическая деятельность, которая способствовала обеспечению жизнеспособности и развитию человеческого общества. На данном этапе процесс обучения и воспитания строился на использовании формы коллективной спонтанной помощи старших младшим; основная цель – освоение младшими знаний об окружающем мире для выживания. Обучение и воспитание носило социальную функцию. В совместной деятельности взрослого и детей происходило собирательство, охота, приручение диких животных, изготовление орудий труда, использовалось наблюдение за явлениями природы, исполнялись ритуальные танцы и песни. Девочки учились вести домашнее хозяйство и ухаживать за детьми. Тяжёлая жизнь первобытного человека актуализировала решение задач развития выносливости, умений пережить поражение, гибель соплеменников.

«Возникновение педагогической профессии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В современной литературе данный период представлен достаточно слабо, но те литературные источники, которые рассказывают об условиях обучения и воспитания детей в первобытном обществе, приводят факты, говорящие об осмысленности, сложности и разнохарактерности педагогической деятельности (к примеру, обряды инициации, которые проводились с целью осуществления подготовки молодёжи к труду и семейной жизни). В более поздний период в каждом племени открывались школы - варе вананга (дом знаний), в которых осуществлялась передача знаний и опыта племени, знакомство с обрядами и преданиями, обучение ремеслу или земледелию, знакомство с лунным календарём и определению по звёздам благоприятных сроков начала и завершения земледельческих работ.

Возникновение религии привело к передаче педагогических функций шаманам, заклинателям, знахарям. Усложнение трудовой деятельности и общественных отношений способствовало появлению специализированного обучения, которые обеспечивали люди, лучшие в своем деле, они передавали знания и опыт без отрыва от основной трудовой деятельности. На данном этапе обучение и воспитание подразумевало не только трудовую, но и социально-идеологическую подготовку.

Замечание 1

Итак, первый этап развития педагогической деятельности характеризуется как архаичный тип образования, осуществляемого в процессе повседневных трудовых и общественных процессов; все без исключения взрослые выполняли педагогические функции по отношению ко всем более молодым членам племени, также для данного этапа характерно отсутствие физических наказаний, наличие уважительного отношения к ребёнку и учёт его желаний. Способ обучения - практически-деятельностный, словесные методы воспитания и передачи информации имели второстепенное значение.

Условно профессиональный этап – рабовладельческая эпоха

Возникновение частной собственности привело к замене общественного воспитания семейным; главная цель - формирование хорошего хозяина, наследника. Воспитание детей богатых граждан осуществляли образованные рабы и наёмные учителя.

В рабовладельческом обществе кроме семейной формы воспитания использовались государственные, храмовые и другие формы общественного воспитания. Изменяются способы накопления, передачи и хранения информации благодаря изобретению письменности и математических символов, что накладывает отпечаток на содержание образования и особенности педагогической деятельности. Способ обучения становится словесно-знаковым, обособляется от производственных, общественных сфер жизни общества. Для данного периода характерно выделение социальной группы людей, осуществляющих образовательную деятельность в особых учреждениях.

Замечание 2

Итак, рабовладельческая эпоха характеризуется введением письменности и выделением сословно-кастовой группы людей, которые владеют письмом и умеющих обучить ему. Обучение представляет собой самостоятельный вид деятельности, но реализуется совместно с другими видами профессиональной деятельности.

Условно профессиональный этап – Средние века

Профессиональная педагогическая деятельность являлась условной и осуществлялась в Древней Греции дидаскалами (от греческого «дидаско» — учу) в школах грамматистов и кифаристов, с $13$-летнего возраста – в палестре.

В грамматических школах, возникших в первой половине $II$ в. до н.э., давалось гуманитарное образования, в последующем выпускники осуществляли политическую и судебную деятельность. Преподаватели этих школ («грамматики», или «литераты», а затем и риторы) были широко образованными и благодаря этому довольно известными людьми; имели право на римское гражданство, получали ежегодный гонорар, имели льготы и привилегии.

Средние века в Западной и Центральной Европе характеризуются отвержением культурного наследия античного мира и подчинения педагогической деятельности христианской религиозной идеологии. Именно в этом время происходит снижение общего уровня образования. При монастырских школах преподавания ведётся монахами, которые приобретали педагогический опыт самостоятельно, непосредственно при осуществлении педагогической деятельности. Такой формы обучения, как урок, не было, ученики занимались в школах одновременно, но характер их деятельности был разный: один начинал заучивание азбуки, второй заучивал слоги, третий читал и т.д.

В Средние века ремесленниками в городах организуются цеховые школы, а купечеством – гильдейские школы; услуги учителя в этих школах оплачивались главным образом за счёт родителей учеников. В $XII-XIII$ веках начали открываться университеты, преподавали в которых известные учёные. Открытие новых образовательных учреждений привело к нехватке педагогических кадров, в связи с этим была принята классно-урочная система в школах и лекционно-семинарская – в университетах, что позволило преодолеть данное затруднение. Результатом нововведений стало повышение качества образования и понижение платы за обучение, повышается доступность образования.

$XVI$ век характеризуется созданием педагогической системы иезуитов, сутью которой являлось повышение роли физического воспитания, улучшение оснащения школ, более широкого применения наглядности в обучении, относительно была смягчена дисциплина, расширено содержание образования. Именно иезуитами была осуществлена впервые систематическая подготовка учителей (из членов ордена).

Замечание 3

Итак, педагогическая деятельность в средние века осуществлялась монахами и священниками в городских школах и университетах, в содержание и цели педагогической деятельности входило формирование человека в свете требований действительности и морали в рамках определённого сословия.

Профессиональный этап

Научное и техническое развитие общества, зарождение капиталистических отношений привело к необходимости создания учебных заведений по подготовке учителей. Этот этап характеризуется массовостью педагогической профессии, а разнообразие в задачах, решаемых педагогами, привело к появлению педагогических специальностей и специализаций. Цели и содержание педагогической деятельности варьировались в соответствии с национальными особенностями культуры, темпами общественного развития науки. $XVIII$ век получил название «века Просвещения», характеризуется утверждением позиции, согласно которой в качестве сознательно-преобразующего фактора развития общества названо обучение и воспитание, а человек является не средством, а целью общественного развития. Данный этап в развитии педагогики и педагогической деятельности характеризуется также более широким охватом населения в области образования, преодолевается влияние схоластики, содержание образования существенно сближается с жизнью. Всё это оказывает влияние на характер профессиональной педагогической деятельности.

Далее в педагогической науке последовательно выделяются идеи всеобщей педагогизации общества, общинного воспитания, ведётся активный поиск альтернативных форм бучения и воспитания (например, Вальдорфская школа). Во второй половине XX века происходит небывалый охват подрастающего поколения различными формами обучения, что ведёт за собой ещё большую востребованность педагогической профессии, возрастанию социального статуса педагога, постановкой более сложных задач.

Современный период

Данный период может быть охарактеризован как осуществление деятельности по созданию условий и оказанию помощи личности в ее разностороннем развитии, формировании общей культуры, адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе и овладении профессией. Педагогическая наука и профессиональная педагогическая деятельность выходит за рамки школы и детско-юношеского возраста воспитуемых. Существенно расширяется спектр педагогических профессий.

Дата последнего обновления статьи: 10.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot