Содержательные и структурные компоненты подготовки будущих педагогов
Подготовка к педагогической профессии осуществляется на базе педагогических колледжей, а также педагогических ВУЗов.
Современные требования государственного стандарта в системе специального профессионального образования привели к пересмотру содержательного компонента подготовки будущих специалистов в области педагогики и психологии. Традиционно основным акцентом в подготовке педагогических работников было обеспечение и совершенствование педагогического образования, то в современных условиях центральным вопросом становится обучение использованию полученных теоретических знаний в практической деятельности, получение важных профессиональных качеств и способностей.
В соответствии с изменением содержательного компонента подготовки педагогических кадров, происходит изменение целей, задач, подходов, методов и технологий, обеспечивающих успешную профессиональную подготовку педагога к дальнейшей педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность представляет собой сложно организованную систему, включающую различные виды деятельности. Основной является деятельность преподавателя, в содержание которой включено выполнение специфических функций:
- обучающая функция;
- воспитательная функция;
- организаторская функция;
- исследовательская функция.
В процессе обучения и воспитания прослеживается единство этих функций, хотя возможно и доминирование в некоторых случаях одной над другой.
В педагогической деятельности выражение профессионализма представляется в целом комплексе умений и способностей (видение и формирование педагогической задачи в соответствии с особенностями педагогической ситуации, нахождение оптимальных способов решения педагогической задачи и ряда других).
Структурные компоненты подготовки педагогов к педагогической деятельности
Одним из структурных компонентов подготовки педагогов к последующей практической педагогической деятельности является развитие и совершенствование педагогических способностей.
В современной литературе выделена необходимость развития следующих структурных компонентов педагогических способностей:
- гностических;
- конструктивных;
- организаторских;
- коммуникативных.
Гностические способности представлены системой профессиональных знаний и умений, являются основой профессиональной педагогической деятельности и обеспечивающие её успешность. К данным способностям относится также ряд умений – умения построения и проверки гипотез, чувствительность к противоречиям, критическое оценивание полученных результатов.
Конструктивные способности способствуют обеспечению стратегической направленности профессиональной педагогической деятельности, находят проявление в следующих умениях: ориентации на конечную цель, решение актуальных задач с учётом дальнейшей специализации, отбор содержательного материала для конкретного раздела учебного курса, отбор форм и методов организации занятий и т.д. Данный компонент способствует творческой переработке учебных материалов в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями учащихся, их актуальным развитием, целями и задачами обучения.
Организаторские способности направлены на реализацию организационных условий трудовой деятельности в непосредственном учебном процессе, а также на активизацию учащихся на учебных занятиях. Данный компонент предполагает чёткие действия по включению учащихся в совместную деятельность, организацию различных видов деятельности.
Коммуникативный компонент способствует лёгкости в установлении контактов с учениками и коллегами, а также обеспечивает успешность общения при решении педагогических задач и в ходе передачи информации.