Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Содержание высшего педагогического образования

Содержание подготовки будущих педагогов в педагогических вузах России определяется в первую очередь требованиями общества, уровнем развития педагогики как науки, спецификой педагогической деятельности в современном мире. Образовательная стратегия современности представляет педагогическое образование как вид гуманитарного. Педагогическое образование ставит своей целью обеспечение готовности выпускника к передаче культуры, основываясь на гуманистически ориентированной позиции учительства, его умений моделировать и проектировать вариативные способы различной деятельности.

Требования к специалисту

Базисом требований к специалисту педагогического направления служит целостное представление об образовании как особенной сфере гуманитарного знания. Данные требования включают:

  • основные законы природы, общества и сферы мышления;
  • знания о человеческой личности и индивидуальности;
  • способы освоения педагогической действительности;
  • актуальные системы поиска, обработки и использования информации;
  • управленческие решения в педагогике.

На основании закона Российской Федерации «Об образовании», Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка разработки, утверждении и введения в действие Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» был разработан Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОСВПО). ГОСВО - это базовый нормативный документ, который определяет структуру и содержание высшего педагогического образования и создает фундамент для обеспечения качества обучения, создания целостного образовательного пространства в стране.

В стандарте обозначены требования к степени подготовки абитуриента, четко указано, что предшествующим этапом образования желающего стать педагогом должно быть полное среднее общее образование.

Важным фактором вузовской подготовки современного учителя выступает квалификационная характеристика выпускника, содержащаяся в разделе «Общая характеристика специальности». Выпускник, получивший квалификацию учителя, должен знать:

«Содержание высшего педагогического образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • Конституцию Российской Федерации;
  • законы Российской Федерации, а также решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием, касающиеся образования;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • основы общетеоретических дисциплин в том объеме, который требуется для решения педагогических, научных, методических и организационно-управленческих задач;
  • педагогику, возрастную физиологию, психологию, школьную гигиену;
  • методики преподавания учебных дисциплин и воспитательной деятельности;
  • учебные программы и литературу;
  • требования к оснащению учебных помещений;
  • средства обучения и их дидактический потенциал;
  • направления и перспективы развития образования и педагогики;
  • основы права;
  • правила и нормы охраны труда и техники безопасности.

Стандарты ВПО содержат ряд требований к профессиональной подготовленности специалиста педагогического направления, в частности:

  • способность решать педагогические задачи, которые соответствуют его квалификации;
  • осуществлять процесс обучения, ориентируясь на задачи воспитания, обучения и развития личности обучаемых и учитывая специфику преподаваемой дисциплины;
  • развивать внеурочную деятельность обучаемых, учитывая психолого-педагогические требования, предъявляемые к образованию и обучению;
  • анализировать свою профессиональную деятельность, совершенствовать ее и повышать свою квалификацию;
  • выполнять методическую работу в методических объединениях;
  • выполнять классное руководство, устанавливать и поддерживать контакт с родителями обучаемых и оказывать помощь в семейном воспитании;
  • знать русский язык, как государственный язык России.

Важное место в структуре подготовки педагогов имеет общепедагогическая подготовка. Цель данной подготовки - формирование учителя, который владеет знаниями педагогической теории и практическими умениями и навыками в сфере образования и воспитания. Общепедагогическая подготовка является своеобразным фундаментом для последующего непрерывного учительского образования. Современные исследователи включают в систему общепедагогических знаний следующие важные блоки:

  • фундаментальные методологические знания:
    • знание методологии,
    • педагогической науки,
    • теории обучения,
    • теории воспитания,
    • педагогический менеджмент;
  • теоретико-практические знания:
    • об обучении и воспитании,
    • о передовом педагогическом опыте;
    • методические знания о формах организации, методах, приёмах обучения и воспитания.

Содержание общепедагогической подготовки - это система педагогических знаний, практических умений и навыков, которые необходимы для реализации профессиональных функций педагога.

Задачи изучения педагогических курсов

Основными задачами изучения педагогических курсов в ВУЗе являются:

  • обеспечение полного и творческого овладения педагогической теорией;
  • формирование основ педагогического мышления с целью осмысления и анализа образовательных процессов и инновационных решений в педагогике, творческой реализации педагогических концепций;
  • формирование умения работать над целями и задачами своей профессиональной деятельности, принимать эффективные решения, связанные с их реализацией;
  • воспитание любви, уважения и творческого отношения к детям, к выбранной профессии;
  • развитие способностей и умений к анализу и адекватной оценке своей педагогической деятельности;
  • формирование потребности к внесению новаторских решений в свою деятельность.

Общепедагогическая подготовка в профессионально-педагогических учебных учреждениях реализуется на единых научно-организационных основах. Параллельно происходит дифференциация содержания обучения, которая учитывает специфические особенности региона, факультета и индивидуальные особенности студентов.

Личностный подход к обучению максимально раскрывает многогранность индивидуальных особенностей студентов. Этому способствуют специальные курсы и семинары, индивидуальная работа над курсовыми и дипломными проектами, участие в работе научных обществ.

Изучение педагогических дисциплин в педагогических вузах проходит в единстве изучения с предметами психолого-педагогического цикла, в частности: возрастной физиологией, школьной гигиеной, общей психологией и педагогической психологией.

Для усвоения теоретических знаний и формирования умений, навыков важно подкреплять полученные знания. Педагогическая практика выполняет важные функции, в том числе:

  • обучающую (актуализация и расширение теоретических знаний, их использование в решении определенных педагогических задач),
  • развивающую (развитие познавательной, творческой активности и педагогического мышления),
  • воспитывающую (формирование социально-активной личности педагога, интереса и любви к профессии),
  • диагностическую (проверка степени профессиональной подготовленности и пригодности к педагогической работе).

Благодаря непрерывности и постоянному усложнению содержания педагогической практики, она является связующим элементом между теоретической и практической подготовкой педагога.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot