Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Дифференциация и интеграция

8-800-775-03-30 support@author24.ru

Совместная деятельность людей основана на разделении труда, а главной задачей менеджмента является интеграция и объединение деятельности. Интеграция – это форма согласования, построение системы взаимозаменяемости и взаимодополняемости до некоторой степени, взаимоответственности, совмещения и сочетания разделенных функций. Интеграция деятельности может быть достигнута посредством менеджмента. Менеджмент строится на интеграции процессов управления. То, как дифференциация сочетается с интеграцией этих процессов, составляет основной вопрос развития менеджмента.

Анализ современных тенденций показывает, что не существует устойчивого равновесия, и оно определяется многими факторами. Одна из важнейших тенденций развития управления – это дифференциация управленческой деятельности по полномочиям, функциям, ролевому статусу, стилю, ответственности и др. Это является необходимым для специализации деятельности, выравнивания нагрузки, обеспечения ритмичности в работе, повышения профессионализма менеджмента. В итоге дифференциация управления приводит к повышению ее эффективности и производительности. Но дифференциация, объективно выступающая как потребность развития менеджмента, требует интеграции – объединения выделенных, разрозненных элементов и типов управленческой деятельности. При этом чем степень дифференциации менеджмента выше, тем труднее его интеграция (рис. 1).

Истоки дифференциация менеджмента

Рис. 1. Истоки дифференциация менеджмента

В некоторых условиях возникает противоречие между тенденциями дифференциации и интеграции менеджмента, которое проявляется в сдерживании возможностями интеграции процессов дифференциации. В ряде случаев дифференциация в дальнейшем становится невозможной вообще, поскольку может привести к разрушению систем менеджмента. Продолжение процессов дифференциации и интеграции менеджмента – это его специализация и как итог - профессионализация его.

Интеграция менеджмента как следствие дифференциации его определяется факторами, которые будут рассмотрены ниже.

Цель, миссия и методология менеджмента

Цель и миссия менеджмента, которые объединяют людей в системе совместной управленческой деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Общность цели – важный интеграционный фактор деятельности, как бы эта деятельность ни была разделена. Особенное значение в интеграции менеджмента имеет миссия, характеризующая назначение организации и являющаяся отправным моментом в разных управленческих действиях, доминантой ограничений и приоритетов.

Методология менеджмента отражает соответствие цели средствам и методам достижения ее. В процессе управления всегда существует выбор методов и средств воздействия, возможность учета некоторых критических факторов, приоритетов, ограничений, оценки реальности. Это не может не повлиять на интеграцию менеджмента, которая по методология связана тесно с организацией менеджмента - установленным порядком решения проблемы. Связь организации менеджмента и методологии проявляется в технологии разработки и реализации управленческих решений, решения проблем.

Стратегия и тактика менеджмента

В базовых функциях менеджмента заложена потребность его в стратегии и тактике. Ничто так не объединяет людей, как ощущение движения к общей цели, как реализация успешного будущего. Но с другой стороны, функции менеджмента обуславливают содержательную полноту воздействия, необходимую законченность в решении проблем. В значительной мере согласование деятельности определяется функциями менеджмента.

Определение

Согласование - это достижение гармоничности и интеграции работников в осуществлении их деятельности, обеспечение взаимоприемлемости и взаимодополняемости. Основную интеграционную нагрузку при согласовании деятельности несут ключевые функции менеджмента, поэтому они являются функциями интеграции менеджмента, они объединяют в систему совместного труда работников.

Но интеграция менеджмента обеспечивается не самими по себе этими функциями, а их реализацией в определенном соотношении и полном наборе.

Менеджмент -это реализация всех его базовых функций, но распределение внимания, усилий, приоритетов может быть при этом разным. Можно отдать приоритет контрольным функциям и организовать детальный контроль, что повлияет на социально-психологическую атмосферу и, возможно, создаст опасения, напряженность, возникнет риск разобщения персонала и поиска виновных. Как показывает практика устойчивый успех может быть лишь в условиях общей заинтересованности и самоконтроля. Интеграция менеджмента может быть достигнута через функцию мотивирования и возникает лишь тогда, когда данной функции отводится главное место и максимальное внимание. Аналогичные функции выполняет функция координации. В процессе координации происходит укрепление целостности и стабильности фирмы. Остальные функции менеджмента при ряде условий могут играть интеграционную роль. Функция организации – это основа интеграционных процессов менеджмента, но лишь только в том случае, когда организация согласована с мотивацией и не ей противостоит, когда мотивации отдается приоритет, т.е. применяется правило «не мотивация для организации, а организация для мотивации деятельности».

Сочетание формального и неформального менеджмента, степень дифференциации менеджмента

Данное сочетание является также одной из объективных характеристик менеджмента. Оно по-разному может влиять на состояние как объекта, так и субъекта менеджмента. Эффективное сочетание формального и неформального менеджмента имеет большой интеграционный потенциал. Учет данных факторов интеграции менеджмента проявляется в его характеристиках.

Степень дифференциации менеджмента выражается в комплексе характеристик системы менеджмента - уровнях, структуре, числе звеньев, централизации и пр. Можно определить оптимальную степень дифференциации, при этом критерием оптимальности являются организационные возможности, физиологические факторы, производительность труда, условия специализации, ограничения интеграции.

Структура ценностей, а именно – гармоничность и соответствие цели, общность у разных индивидов, составляющих систему совместной деятельности, определяет средства и пути достижения цели. При наличии противоречий ценностей нет существует интеграции деятельности и ее достичь в процессах менеджмента довольно трудно.

Система компетенций и промежуточный результат деятельности

Система компетенций имеет существенное значение в интеграции менеджмента. Компетенции определяют наличие необходимой информации как в знаниях и специальной подготовке, так и в информационном обеспечении управления. При наличии недостаточности информации интеграция менеджмента вряд ли возможна. Некомпетентный менеджмент в деятельность людей вносит разброд, рождает непредвиденные, часто искусственные, проблемы.

Промежуточный результат совместной деятельности в процессе движения к цели является интегрирующим фактором, отражающим реальность и полезность объединения. Многие менеджеры не случайно акцентируют внимание своего персонала на достижении этапных результатов. Результат менеджмента имеет интеграционное значение, поскольку он показывает, что определяет согласованность деятельности, насколько получение общего результата возможно при существующем варианте интеграции деятельности. Какой бы интеграция менеджмента ни была, если она к получению реального результата не ведет, а существует сама по себе, рано или поздно система совместного труда распадается.

Интеграция менеджмента и его стиль

Наибольший интеграционный потенциал имеет такой тип управления проектом, как стратегический или мотивационный менеджмент. Некоторые типы менеджмента имеют свойства усиленной концентрации внимания на некоторой весьма важной проблеме, к примеру, экологический или инновационный менеджмент. Однако, при этом возникает опасность использования одностороннего подхода к менеджменту, и если необходимости их сочетания с другими типами не учитывать, то потенциал интеграции менеджмента может понизиться.

Существуют личности, которые могут удачно разрушать, но весьма неудачно строить, созидать, формировать. Это всю их пронизывает деятельность и рождает некоторый стиль менеджмента, который зачастую является препятствием интеграционным процессам менеджмента.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Эдуард Геннадьевич Анфимов

Эксперт по предмету «Менеджмент»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис