Понятие профессиональной компетентности педагога
Одним из важных компонентов, характеризующих профессионализм и педагогическое мастерство педагога, является профессиональная компетентность, под которой понимается теоретическая и практическая готовность педагога к выполнению педагогической деятельности.
Данное понятие широко используется в общем и профессиональном образовании.
В современной литературе выделяются следующие виды педагогической компетентности:
- социальная компетентность, в понятие данного вида компетентности включается высокий уровень владения педагогической деятельностью, наличие способностей к проектированию своего дальнейшего профессионального развития;
- личностная компетентность подразумевает необходимость владения основными способами, представляющими личностное самовыражение и саморазвитие, а также использование разнообразных средств, позволяющих противостоять профессиональной деформации личности;
- индивидуальная компетентность характеризуется владением разнообразными способами самореализации в профессии, а также индивидуальностью и готовностью к профессиональному и личностному росту в рамках профессии.
Педагогическая профессия обладает своеобразием, что подразумевает владение широким кругом компетентностей; понятие профессионализма педагога включает комплекс всех видов профессиональной компетентности.
Структура педагогической компетентности
В современных литературных источниках представлены два подхода к пониманию структурных компонентов педагогической компетентности. Первый подход раскрывает структурные компоненты профессиональной компетентности педагога через комплекс умений, необходимых педагогу, во втором подходе выделяются отдельные компетентности в зависимости от ведущего вида профессиональной педагогической деятельности.
Второй подход включает в себя следующие виды деятельности педагога:
- собственно преподавательскую деятельность;
- преподавательскую деятельность;
- воспитательную деятельность;
- научно-методическую и научно-исследовательскую деятельность;
- социально-педагогическую деятельность;
- культурно-просветительскую деятельность;
- коррекционно-развивающую деятельность;
- управленческую деятельность.
Вне зависимости от вида деятельности педагога, компетентности могут быть представлены двумя компонентами:
- как система знаний, которая определяет теоретическую подготовку педагога;
- как система умений и навыков, которая является основой его практической подготовки к профессиональной деятельности.
Обобщённая характеристика требований к теоретической и практической подготовке педагога представлена в квалификационных характеристиках выпускников, получающих педагогическую специальность, а также в описании Государственного стандарта высшего профессионального образования.
Требования к теоретической подготовке педагога
Педагогическая деятельность имеет некоторые специфические особенности, которые ведут за собой необходимость владения общекультурными и общенаучными, специальными, психолого-педагогическими знаниями. Организация педагогического взаимодействия с детьми разных возрастных групп также требует от педагога наличия следующих компонентов теоретической подготовки:
- широкий кругозор;
- общая эрудиция;
- компетентности в различных областях (социальная, культурная, научная, техническая);
- глубокие знания в предметной области;
- знания нормативно-правовых документов;
- знание основных особенностей научной организации труда;
- психологические знания;
- методологические и концептуальные знания, способствующие осознанному построению педагогического процесса;
- знание психологические и педагогических основ обучения.