Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Портрет современного учителя

Имидж и профессионализм учителя

Определение 1

Профессионализм учителя – это качественная характеристика, которая состоит из совокупности фундаментальных интегрированных знаний, обобщенных умений и педагогических способностей, а также личностных и профессионально-значимых качеств, культуры и мастерства педагога, а также его готовности постоянно самосовершенствоваться.

Определение 2

Имидж учителя – это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, а также в массовом сознании.

Чтобы успешно внедрять в практику различные инновации, реализовывать их в новых условиях, учителю необходимо обладать должным уровнем профессиональной компетентности и профессионализмом.

Профессионализм и профессиональная компетентность в последние годы превратились в предмет пристального внимания психологов.

Учитель, готовый осуществлять профессиональную деятельность в условиях реализации ФГОС, должен системно и на высоком уровне овладевать принципиально новыми по своей сути компетенциями, которые позволят ему выстраивать учебную работу с самыми разными детьми.

Современная школа нуждается в компетентных, инициативных, творческих учителях, открытых всему новому, понимающих детскую психологию и особенности развития школьников, а также хорошо знающих свой предмет.

Специалисты выделяют три типа психологических портретов учителей:

  • те, которые чувствуют настоящий момент и могут легко адаптироваться к обстановке, нацелены на принятие решений;
  • те, которым свойственны опора на прошлое, способность действовать в рамках разрешений и запретов, прав и обязанностей, удачно реализуя подобные догмы;
  • те, которым свойственны ориентация на будущее, неадекватное ситуативное поведение, плохая приспособленность к вертикали власти внутри коллектива, генерация идей.
«Портрет современного учителя» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Психологический портрет учителя состоит из:

  • имиджа;
  • профессионализма;
  • ответственности и адаптивности;
  • коммуникативной компетентности;
  • творчества и любознательности;
  • критического и системного мышления;
  • медиаграмотности;
  • социальной ответственности;
  • любви к детям.

Компетентность учителя формируется в процессе профессиональной подготовки, являясь системным проявлением знаний, умений и способностей, позволяющих успешно решать функциональные задачи, которые составляют сущность профессиональной деятельности.

Ответственность

Ответственность – это личностная характеристика, которой описывается способность учителя обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозируя последствия своих действий или бездействий в данной ситуации, осуществлять выбор формы собственных поступков и с готовностью воспринимать результаты выбора как совершившийся факт.

Ответственность учителя за свою работу в образовательной организации предполагает оказание ученикам помощи в процессе усвоения ими знаний, умений и навыков.

Выделяют ряд свойств ответственности:

  • уверенность в себе и своих силах;
  • самоуважение и уважение со стороны окружающих;
  • самоконтроль и контроль над внешней ситуацией;
  • свобода от мизантропии.

Ответственные люди не осуждают ошибки и не впадают в депрессию при виде чьего-то неадекватного поведения.

Коммуникативная компетентность

Коммуникативная компетентность – ядро профессионализма учителя, она представляет собой способность слушать и принимать во внимание мнение других людей, принимать участие в дискуссиях и отстаивать свою точку зрения, выступать на публике, устанавливать и поддерживать контакты, принимать решения, вести переговоры, работать в команде и сотрудничать.

Учитель, обладающий коммуникативной компетентностью, знает, как вступить в коммуникацию, как непринужденно общаться, достигая желаемого результата в общении с людьми и избегая при этом нежелательного эффекта. Такой учитель владеет основами коллективной профессиональной деятельности и приемами профессионального общения.

Творчество и любознательность

Творчество и любознательность – это способность саморазвиваться, применять свежие идеи и доводить их до своих учеников, быть открытым новым и разнообразным перспективам и точкам зрения.

Профессию учителя с уверенностью можно отнести к творческой. Каждый учитель обладает индивидуальным педагогическим почерком. Поисковая творческая деятельность помогает создавать все материальные и духовные ценности.

Педагогическое творчество зачастую стихийное или определенным образом организованная практическая деятельность учителя. Цель творческого поиска – совершенствовать учебно-воспитательный процесс, развивать личность ребенка. Известно, что только учитель, обладающий ярко выраженной потребностью в творчестве, может заметить в каждом человеке ростки таланта.

Критическое и системное мышление

Критическое мышление предполагает не негативные суждения и критику, а разумное рассмотрение разнообразных подходов, чтобы вынести обоснованные суждения и решения. Ориентация на него предполагает, что учитель ничего не принимает на веру.

Иными словами, критическое мышление является неким интеллектуальным фильтром, который позволяет спастись не только от неизбежных информационных ошибок, но и от интеллектуальных неприятностей, подразумевая способность ставить новые вопросы и вырабатывать различные аргументы, принимая независимые и продуманные решения.

Основным принципом системного мышления выступает искусство абстрагирования от частностей предмета рассмотрения, от характеристик, кажущихся разрозненными деталями, обнаружение между ними глубинных связей и закономерностей. Это дает возможность увидеть связи отдельных событий и, уяснив их подлинную природу и соответствующие закономерности, оказать воздействие на их протекание.

Медиаграмотность

Медиаграмотность – это совокупность умений и навыков, которые позволяют учителям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных типах медиа, жанрах и формах.

Медаграмотные учителя не только умеют ориентироваться в потоках информации, но и способны манипулировать ею, создавая новые медиа и общаясь на равных с теми, что уже существуют.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot