Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Модель современного учителя

Профессиональные и личностные качества и способности педагога

В современной педагогике накоплены материалы, определяющие требования к современному педагогу, которые можно представить в виде двух компонентов: профессиональные и личностные качества и способности педагога. Изучение данных структурных компонентов предоставляет возможность формирования целостного представления о профессии, а также возможность построения учебных программ и учебных планов образовательных учреждений педагогической направленности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускникам вузов.

Анализ основных составляющих педагогической деятельности позволяет сделать вывод о том, что не каждый человек может быть учителем. Для овладения педагогической профессией кроме определённой психологической предрасположенности к педагогической деятельности необходим комплекс личностных качеств и способностей.

Характеристика профессиональных и личностных качеств и способностей педагога

Уже в конце XIX в. Был представлен перечень основных личностных качеств учителя, которые способствуют успешности педагогической деятельности. Самыми значимыми среди личностных качеств учителя представляются наличие: целеустремленности, настойчивости, трудолюбия, скромности, наблюдательности, ораторских способностей, артистичности, готовности к эмпатии. Всего в современной литературе выделено более пятидесяти личностных качеств учителя, которые составляют портрет современного учителя.

Кроме личностных качеств, в современной литературе представлены профессиональные качества учителя.

Определение

Под профессиональными качествами учителя понимаются приобретённые в процессе профессиональной подготовки и связанных с получением специальных знаний, умений, способов мышления, методов деятельности.

Среди профессиональных качеств выделяется научная увлеченность, любовь к своему профессиональному труду, эрудиция, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества.

Профессиональные качества представляют собой фундамент, на котором строится педагогическое мастерство.

Все профессиональные качества учителя можно сгруппировать на три большие группы: профессиональные качества, которые характеризуют направленность личности учителя; профессиональные качества, раскрывающие педагогические способности учителя; профессиональные качества, отражающие профессиональную компетентность педагога.

Итак, личность педагога включает в себя сложный комплекс знания своего предмета, а также важные общечеловеческие качества и умения.

Модель современного учителя

В современном образовании происходят процессы модернизации, гуманизации, разработана и документально предусмотрена реализация компетентностного подхода к построению образования. В свете компетентностного подхода ведётся построение модели современного учителя.

Готовые работы на аналогичную тему

Определение

Под компетентностью понимается способность учителя действовать в ситуации неопределенности.

Профессиональная компетентность может быть представлена в виде интегральной характеристики личности и профессионализма учителя, которая позволяет определить его способности в результативном решении профессиональных задач, возникающих в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях.

Компетентностная модель современного учителя может быть представлена в виде следующих элементов:

  • Ценностей, принципов и целей.
  • Профессиональных качеств.
  • Ключевых компетенций.
  • Педагогических методов, способов и технологий.
  • Профессиональных позиций.

Компетентностная модель современного учителя представлена на рис. 1.

Компетентностная модель современного учителя

Рис. 1. Компетентностная модель современного учителя

Определение

Под ценностями в данной модели понимаются суждения, идеи, которые осознаны учителем и в сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности.

К профессиональным качествам может быть отнесён комплекс качеств, к примеру, доброжелательность и заинтересованность в отношении к учащимся, готовность принять конструктивную критику от коллег, наличие собственного взгляда на социальную ситуацию и окружающий мир, понимание людей, имеющих другие ценности, интересы, способности и т.д.

Ключевые компетенции будущего учителя определяются федеральным государственным образовательным стандартом и могут быть представлены следующим образом (рис. 2.).

Ключевые компетенции будущего учителя

Рис. 2. Ключевые компетенции будущего учителя

Итак, на рисунке представленаы ключевые компетенции будущего учителя. Комплекс ключевых компетенций представлен образовательными компетенциями, коммуникативными компетенциями, социальными компетенциями, личностными компетенциями.

Вывод

Резюмируя вышесказанное, можно охарактеризовать профессиональные и личностные качества учителя: наличие целенаправленности, активности, саморегулятивности; педагогического самосознания как специфического для субъектной деятельности образа мира; наличие индивидуально-психологических свойств, высокой нравственности и другие свойства и качества. Важным составляющим элементом профессионализма учителя является профессиональная компетентность, состоящая из ряда компетенций (образовательная, коммуникативная, социальная, личностная).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Дарья Михайловна Ромашкина

Эксперт по предмету «Педагогика»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис