Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Составление «портрета слова» с использованием НКРЯ в школе как вид проектной работы

Составление «портрета слова» с использованием НКРЯ в школе как вид проектной работы

Проектная деятельность школьников является частью научно-исследовательской работы, которая необходима в рамках системно-деятельностного подхода к преподаванию русского языка. Исследование языковых феноменов предоставляет ребенку возможность развития интеллектуальных способностей, овладения новыми формами учебной деятельности, а также формирования навыков самостоятельной работы с источниками.

Национальный корпус русского языка (НКРЯ) – полезный интерактивный ресурс, который необходим не только в организации научных исследований, но и в преподавании русского языка в школе. Помимо блока интересных исследовательских заданий, которые можно организовать на уроке с использованием возможностей Корпуса, учитель также может привлечь платформу и ее ресурсы для осуществления проектной деятельности по предмету. В частности, Корпус обладает встроенными инструментами, которые позволяют исследовать частоту употребления слова в разных контекстах, изучать структуру и состав слова, отслеживать изменение его значения, а также составлять лингвистический «портрет слова», что является особенно востребованным в школе, поскольку формирует системный подход к изучению языковых феноменов.

Определение 1

«Портрет слова» с использованием Национального корпуса русского языка представляет собой совокупность сведений языкового характера относительно отдельного слова (словоформы), которые формируются автоматически с опорой на базы Корпуса.

Данные включают:

  1. Сведения о сочетаемости слова с другими единицами языка, например, для существительных указывается возможность сочетания с атрибутивами, сказуемыми, а также характер предложного и беспредложного глагольного управления.
  2. Информация о ближайших семантических ассоциатах, в которые входят слова, близкие или соотносимые по значению.
  3. Грамматико-семантические признаки слова, включающие информацию о частеречных свойствах, значении.
  4. Сведения о частоте употребления слова в составе текстов Корпуса по годам.
  5. Статистические данные о текстах, их типах, в которых употребляется выбранное для исследования слова.

Как видно из приведенного перечня данных, количество и состав сведений, которые получает пользователь с помощью сервиса Корпуса, позволяет создать полный лингвистический «портрет слова», описав его структурные, семантические, грамматические и иные особенности, значимые для понимания места и особенностей функционирования слова в контексте.

«Составление «портрета слова» с использованием НКРЯ в школе как вид проектной работы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Цели и содержание исследовательской деятельности по составлению лингвистического «портрета слова»

В школьной практике преподавания русского языка работа по составлению лингвистического «портрета слова» является одной из разновидностей проектных работ, направленных на развитие навыков исследовательской деятельности у учащихся.

Цели этой работы состоят в следующем:

  1. Научить школьника использовать возможности Национального корпуса русского языка для оценки значения и особенностей употребления слова.
  2. Формирование навыков интерпретации количественных данных, полученных в результате анализа слова.
  3. Развитие представлений о возможностях лексической и семантической сочетаемости слов и их форм.
  4. Углубление сведений в области лексики, грамматики, стилистики.
  5. Формирование представлений о системном строении и структурных связях единиц языка.

Составляя лингвистический «портрет слова», школьник погружается в систему лексических, семантических и ассоциативных связей, которые формируются у слова в контексте. Эта работа позволяет также оценить, насколько изменилось значение слова в современном языке. Например, работая над лингвистическим портретом слова «позитив», учащиеся обнаруживают, что его значение постепенно меняется. Если в первой половине ХХ века преобладало значение, связанное с фотографированием (позитив – снимок, фотография), то с начала 2000-х годов значение меняется: позитив – бодрое, оптимистичное настроение или радостные новости. Соответственно меняются и возможности лексической сочетаемости слова. Вначале слово сочеталось с глаголом «печатать», в настоящее время возможности его лексической сочетаемости расширились: «давать», «получать», «нести». Также постепенно увеличивается доля текстов художественного стиля, в которых слово «позитив» используется во втором значении (как нечто бодрое и оптимистичное).

Помимо изучения нейтральной лексики, с помощью инструментов составления «портрета слова» можно получить данные о лексике, функционально-окрашенной или относящейся к нелитературным формам (например, жаргону или просторечию).

Таким образом, составление «портрета слова» с использованием НКРЯ в школе как вид проектной работы является интересной формой учебной деятельности, которая востребована в практике современной исследовательской работы на уроках русского языка.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot