Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 3.4. Методика обучения фонетике, орфоэпии, графике
1. Фонетика, орфоэпия и графика как разделы языкознания и учебного
курса русского языка в начальной школе.
2. Методика изучения данных разделов: задачи, направления и приемы
работы.
3. Планируемые результаты обучения фонетике, орфоэпии и графике.
Типы заданий для итоговой оценки достижений по данным разделам.
1.
Фонетика как раздел языкознания изучает звуковую систему языка:
звуки речи, их варианты, позиционные и исторические чередования,
слогоделение, ударение и др.
Орфоэпия также связана со звуковой стороной речи, но этот раздел
языкознания
занимается
изучением
нормативного
литературного
произношения в тех случаях, где есть варианты произношения в речи: звонит
– звонит.
Графика – раздел науки о языке, изучающий знаки и правила для
обозначения звуков речи.
Все эти три раздела языкознания положены в основу содержания
соответствующих разделов школьного курса русского языка.
В
начальной
школе
дети
получают
элементарные
научные
представления о звуковом строе русского языка, законах и правилах
обозначения звуков буквами, сведения о произносительных нормах, которые
часто нарушаются в речи.
2.
Материал по фонетике, орфоэпии и графике усваивается младшими
школьниками в несколько этапов.
Первый этап – формирование основных фонетических и графических
понятий и умений в период обучения грамоте, овладение детьми основами
орфоэпического чтения (што);
Второй этап – систематизация, уточнение знаний по фонетике и
графике, совершенствование фонетических, орфоэпических и графических
умений, формирование умений пользоваться алфавитом для решения
практических задач;
Третий этап – совершенствование фонетических и графических умений
в связи с изучением орфографических тем; систематическая работа над
орфоэпическими нормами.
Краткий экскурс в период обучения грамоте.
В этот период обучение фонетике и графике служит основой для
формирования элементарного чтения и письма.
Младшие школьники получают элементарное представление о «слоге»,
учатся находить ударные и безударные слоги в словах; знакомятся со
звуками, учатся различать гласные и согласные; ударные и безударные
гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
В процессе обучения грамоте дети овладевают звуковым анализом:
учатся
устанавливать число и последовательность звуков в слове;
сопоставлять слова, различающимися одним звуком или несколькими
звуками. Дети знакомятся со всеми буквами, с алфавитом, учатся различать
звуки и буквы (буква осваивается как знак звука), овладевают правилом
чтения согласных букв с ориентировкой на гласную, способом выбора букв
для обозначения звуков.
Таким образом, основные знания и умения по фонетике и графике дети
осваивают ещё в период обучения грамоте как основу для овладения чтением
и письмом.
В период обучения грамоте дети осваивают орфоэпическое чтение (при
переходе к чтению целыми словами).
Рассмотрим послебукварный период обучения данным разделам.
В послебукварный период при изучении этих разделов решаются
следующие задачи:
Задачи изучения фонетики, орфоэпии, графики в послебукварный
период следующие:
- повторить и систематизировать знания по фонетике и графике,
полученные в период обучения грамоте;
- совершенствовать фонетические и графические умения;
- помочь освоить алфавит и умение пользоваться им для
упорядочивания слов и поиска нужной информации;
- заложить ценностное отношение к правильной речи, помочь детям
освоить некоторые трудные случаи произношения.
Подходы к изучению данных разделов в систематическом курсе
русского языка.
К изучению этих разделов в практике сложились разные подходы.
Традиционным является подход, когда знания и умения этих разделов
осваиваются в комплексе, материал по фонетике и графике представлен в
одном разделе «Звуки и буквы».
Другой
подход
предполагает
последовательное
систематическое
повторение сведений по фонетике и графике. В учебниках выделяются
разные параграфы. (См. например, разделы «Звуки русского языка» и «Буквы
русского языка. Алфавит» в учебнике М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко «К
тайнам нашего языка», 1 класс.)
Рассмотрим конкретные направления работы.
Работа над умением делить слова на слоги и для переноса.
В послебукварный период продолжается работа над умением делить
слов на слоги, но она организуется организуется в связи с освоением правил
переноса слов. Известно, что между делением слов на слоги и правилами
переноса существует связь. (Основное правило гласит: слово переносится по
слогам.) Однако эта связь не однозначная: слова не всегда переносятся по
слонам. Нельзя переносить одну букву, нельзя оставлять на строке одну
букву. Поэтому большинство заданий направлены на сравнение деления
слова на слоги и для переноса. В дидактический материал таких заданий
обязательно должны входить слова, в которых деление на слоги и для
переноса не совпадает.
Примеры заданий:
1. Подели слова на слоги и для переноса: …
2. Можно ли поделить слово аист на слоги? А для переноса?
И др.
3. Проверь, правильно ли ученик другого класса поделил слова на
слоги? А для переноса?
Работа над различением качеств звуков.
При повторении этого материала важно восстановить систему.
Систематическому повторению знаний о звуках поможет такое
известное дидактическое средство, как «Звукоград»; различные звуковые
схемы.
Пример.
Для отработки умения различать звуки русского языка в практике
широко привлекаются следующие разновидности заданий.
1.Задания на различение гласных и согласных:
- назови словами то, что нарисовано, какие из названных слов
начинаются на гласные звуки, согласные и т.п….
- отметь слова, которые начинаются с гласного / согласного звука: …
- отметь ряд слов, который начинается с гласного / согласного звука…
2. Задания на классификацию звуков русского языка по значимым
основаниям:
а) запиши данные ниже звуки на нужной строчке: [о], [к’], [э], [с], [б],
[л], [й’], [а], [щ’];
гласные звуки: ___________________________;
звонкие согласные звуки: ___________________;
глухие согласные звуки: ____________________.
б) по какому основанию распределены звуки на группы: ???
в) даны звуки: [у], [с’], [ы], [п], [д], [р], [й’], [а], [ч’]: Объедини их в
группы. Постарайся предложить несколько способов группировки;
3. Задания на характеристику звуков:
а) рассмотри картинки (например, воробей, лягушка, ослик, медведь,
собака…), назови слова, дай характеристику первых звуков;
- прочитай слова и дай характеристику последним звукам (пол – пыль и
подоб.);
- задания на соотнесение звука и его характеристики: назови гласный
звук в слове мяч; какой звук в слове тёрка согласный, глухой, мягкий; какой
звук в слове гири согласный, звонкий, твёрдый (задание с «ловушкой») и др.
4. Звуковой и звуко-буквенный разбор слова.
В методике различают собственно звуковой разбор и звуко-буквенный
(фонетико-графический) разбор. Цель первого – характеристика звуковой
структуры слова без обращения к буквам, второй включает в себя собственно
фонетический разбор лишь как свою первую ступень, так как главной
задачей он имеет выяснение соотношений звуковой структуры слова.
Методисты1 рекомендуют проводить звуковой разбор слова в такой
последовательности.
1. Скажи слово и послушай себя.
2. Найди ударный слог и произнеси слово по слогам.
3. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови и его
и охарактеризуй.
4. Обозначь выделенный звук условным значком.
5. Протяни (выдели голосом) второй звук в полном слове, назови его,
охарактеризуй и обозначь условным значком.
6. Проверь, получилось ли слово.
При проведении звуко-буквенного разбора ученик, кроме указанных
выше, выполняет действия по обозначению звуков буквами.
Последовательность фонетико-графического разбора в следующей
записи:
1
Русский языка в начальных классах. Теория и практика обучения. Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: ЛИНКАПРЕСС, 1991. – с. 95, 120. – ИЛИ ЖЕДЕК
[п’] – с., глух., м. → П
[й’] – с., зв., м. →
[а] – гл., уд. → Я
[э] – гл., уд. →
[т’] – с., глух., м. → ТЬ
[л’] → с., зв., м. → ЛЬ
Пять
Ель
Е
Методика изучения графики.
Многие авторы учебников начинают работу над графикой
с
повторения знаний алфавита. Алфавитный порядок букв дети уже начали
учить наизусть в период обучения грамоте. В послебукварный период работа
над запоминанием алфавита продолжается. Однако она имеет другую
мотивацию: детям важно понять, зачем им нужны знания алфавита, и
научиться пользоваться им при работе со словарями, справочниками, при
составлении списков и т.п. Использование знаний алфавита в практических
целях требует не только правильного названия всех букв и полного
воспроизведения алфавита, но и умения ориентировать на определенных его
участках. Поэтому в этот период используются следующие задания:
назвать последующие буквы за той или иной конкретной буквой,
предшествующие ей буквы в алфавите и т.п.
- сказать алфавит, начиная с той или иной буквы;
- найти группу букв, где они расположены по алфавиту (даются группы
из 4 – 5 букв, расположенных в алфавитном порядке и произвольно);
- расположить слова в алфавитном порядке;
Работа над правилами обозначение мягкости на письме.
Эти правила усваиваются и автоматизируются ко времени завершения
обучения грамоте.
Так, в букварный период дети практически усвоили правила
обозначения твердости и мягкости парных звуков с помощью букв гласных и
ь. В послебукварный период вновь происходит обращение к этому
материалу, при этом авторы разных УМК ставят и решают разные задачи при
изучении данной темы.
Рассмотрим существующие в методике подходы.
Традиционный подход: закрепить способы обозначения твердости и
мягкости согласных на письме на основе выполнения практических
упражнений.
Существует и другой подход к изучению данного материала. Дети
осмысливают соотношение букв и звуков (фонем) на основе обобщения в
определенной системе.
Рассмотрим этот подход более подробно.
Первой ступенью к намеченному обобщению может стать повторение
состава гласных звуков и букв. Это обобщение отражает схема:
А
О
У
Е
[а] <
[о] <
[у] <
[э] <
[и] – И [ы] – Ы
Я
Ё
Ю
Э
На второй ступени работы дети должны ответить на вопрос: почему в
русском языке гласных букв больше, чем звуков? Отвечая на этот вопрос,
дети вспоминают, что в русском языке согласные буквы не обозначают
твёрдость и мягкость, за них эту работу выполняют буквы гласных.
Учащиеся расшифровывают схему, на которой в обобщенной форме
показана зависимость выбора буквы гласного от твёрдости или мягкости
предыдущего согласного звука.
Примерная схема:
АОУЭЫ
ЯЁЮЕИ
Схема читается так: после твёрдых согласных (глухих и звонких)
гласные звуки обозначаются буквами А, О, Э, У, Ы, а после мягких (глухих и
звонких) – буквами Я, Е, Ё, Ю, И.
Следующая ступень - повторение роли мягкого знака. С опорой на
наблюдения за конкретными словами (лось, конь), дети вспоминают, что
мягкий знак обозначает мягкость согласных на конце и в середине.
Ь
Ь
Ь
Ь
Приведем примеры некоторых заданий для отработки правила
обозначения мягкости на письме:
– записать пары слов, в которых один и тот же гласный звук обозначен
разными буквами (дата, дядя, луна, люди, лом, лён, лом и т. п.); найти звук,
который обозначен разными буквами; Когда звук [а]обозначают буквой А, а
когда Я? и т.п.]
– в записанных словах (луга, люстра, пар, пятка и т.п.) найти
одинаковые буквы, которые обозначают разные согласные звуки;
–определить значение буквы ь в словах: роль, лень, сеть и др.;
– прочитать слова, данные в звуковой записи ([т’ул’пан], [сол’], [т’от’а]
и др.). Распределить их на три группы: 1) слова с мягким согласным на
конце; 2) слова, в которым есть мягкий согласный перед гласным; 3) слова с
мягким согласным перед твёрдым согласным;
– прочитать слова, данные в звуковой записи ([г’ир’а], [рыба] и др.);
записать их буквами. Чем отличается обозначение звуков [и], [ы] от других
гласных звуков?
– задания на отрицательном языковом материале. Например:
дошкольник написал название растения так: льон. Какие правило
обозначения звуков буквами он не знает?
Изучение способов передачи на письме звука [й’].
Из лингвистики известно, что в русском языке есть три способа
обозначения звука [й’] на письме: 1) не перед гласным (на конце слова и
перед согласным) [й’] обозначается буквой Й: май, стройка; 2) перед
гласным в начале слова и после гласного он обозначается буквами Е, Ё, Ю,
Я, а после гласного ещё и буквой И (этот случай в начальных классах
практически не рассматривается): юла, поют, заигрывать); 3) перед гласным
после согласного [й’] обозначается сочетанием букв ЬЕ(ЁЮЯИ) и
ЪЕ(ЁЮЯИ): съёмка, вьюга.
В период обучения два первых способа дети освоили как для чтения,
так и для письма; третий способ в большинстве программ – только для
чтения.
В систематическом курсе русского языка дети повторяют и углубляют
знания о способах обозначения звука [й’].
уточняют позиции, от которых зависит выбор способа, закрепляют
умения осуществлять и осознанно контролировать этот выбор; узнают тлт
повторяют функцию ъ и ь знаков в обозначении звука [й’].
Нужно ли это младшему школьнику? Методисты отвечают на этот
вопрос положительно. Они считают, что эти знания важны для понимания
системного устройства письма2, для более успешного решения проблемы
обучения орфографии.
Приведем пример3 обобщающей схемы со следующими условными
обозначениями:
– гласный,
– согласный.
[Й']
1.
__[й']
2.
__[й']
Й
__[й']__
__[й']__
Е
Ё
Ю
Я
Третий способ обозначения звука [й’] (сочетанием букв ЬЕ, ЬЁ, ЬЮ,
ЬЯ; ЬИ, ЪЕ, ЪЁ, ЪЮ, ЪЯ) дети осваивают в связи с изучением
разделительных Ь и Ъ знаков.
В позиции после согласного перед гласным звук [й’] обозначается не
одной буквой, а их сочетание: буквами Е,Ё,Ю,Я,И, которым предшествуют
разделительные знаки, Ь или Ъ. Несмотря на то, что название
«разделительные» традиционно закреплено за этими знаками, толкование
назначения разделительных знаков – разделять согласный и гласный –
лингвистически некорректно, так как Ь и Ъ – это буквы, а согласный и
гласный – это звуки. Функция разделительных знаков состоит в том, чтобы
участвовать в обозначении звука [й’].
Оба способа дети могут усваивать сразу иди знакомиться с ними
поочередно: сначала с разделительным Ь, а затем с Ъ.
Изучение орфоэпии
Орфоэпия характеризуется как совокупность правил и норм
литературного произношения. Традиционно в орфоэпию включают все
2
Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике, орфографии. – Томск:
Пеленг, 1992. – С. 43.
3
Схема взята из учебника М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» и соответственно
отражает тот объем сведений, который усваивают дети по данному УМК на соответствующем этапе.
произносительные нормы литературного языка. С другой точки зрения,
выдвинутой М.В. Пановым, у орфоэпии относят лишь такие
произносительные нормы, которые допускают вариантность в литературном
языке; этим орфоэпия отличатся от фонетики, которая изучает законы, не
знающие исключений. Например, оглушение звонкого согласного на конце
слова – закон (правило) фонетики, обусловленный позиционным
чередованием. К орфоэпии относят те случаи, в которых есть
произносительные варианты слов и словоформ, выступающих в одних и тех
же фонетических позициях: було[ч’н]ая и було[шн]ая, твОрог, твОрог.
Некоторые произносительные варианты считаются орфоэпическими
ошибками, а слова, в которых потенциально могут возникнуть такие ошибки,
определяются как произносительные трудности. И хотя, как отмечает М.Р.
Львов, многие из этих трудностей могут и не встретиться ни разу в жизни,
для таких случаев, по его мнению, возможность неточности
словоупотребления, ошибка в сочетаемости слов, в произношении или
ударении очень высока.4 Правила-нормы произношения трудных слов
зафиксированы в специальных словарях. Изучение орфоэпии в начальной
школе традиционно направленно на знакомство детей с определенным
кругом трудных в произносительном отношении слов. (Этот круг слов
определен и представлен в каждом учебнике по русскому языку.)
Однако этим не могут ограничиваться задачи изучения орфоэпии в
школе. Важно не только познакомить с правильным произношением
некоторых слов, но сформировать потребность говорить правильно,
стремиться контролировать свою речь, привычку обращаться к словарю (или
другим авторитетным источникам) для установления правильного
произносительного варианта; стремление запомнить правильный вариант и
следовать ему при употреблении слова.
Как организовать работу над конкретными словами, которые содержат
трудности произношения?
При предъявлении трудного слова важно сделать так, чтобы ребенок
заметил его и осознал новую познавательную задачу.
Для этого могут быть использованы следующие приемы:
- дать круг слов и попросить найти среди них то, которое является
трудным по своему произношению;
- предъявить вариант произношения и точку зрения какого-нибудь
персонажа, который говорит это слово по-другому;
- создать речевой ситуации, в которой столкнуться два варианта
произношения.
4
Львов М.Р. Культура речи. Школьные проблемы. – Начальная школа. – 2002. – № 1. – С. 16. (С. 14 – 26.?)
Желательно, чтобы познавательную задачу формулировали сами дети и
фиксировали вопрос, на который им нужно найти ответ на доске.
Например:
?
Шарфы
Чтобы решить новую познавательную задачу, дети обращаются к
словарю. Сначала они работают с тем словарем, который помещён в конце
учебника. Однако уже в третьем классе целесообразно привлекать школьные
словари трудностей русского языка.
В ходе работы над трудными словами дети должны получить
представление и о способах запоминания. Такими способами являются
придумывание к слову рифмы, сочинение и запоминание маленьких
рифмовок. Учитель может предложить детям готовый прием запоминания
или попросить детей придумать его. В школьной практике широко
практикуется такой прием, как составление собственных словариков,
конструирование закладок, на которых записываются трудные слова и т.п.
Для запоминания конкретного трудного слова и ранее изученных слов
можно использовать многократное повторение его при чтении небольших
отрывков текста, разыгрывание диалогов, содержащих трудные слова.
Для оценки умений действовать с трудными словами и усвоения
детьми изученных слов можно предложить детям выполнение текстовых
заданий.
Приведем примеры заданий.
1. Отметь слова, которые могут произноситься по-разному. (Для этого
задания подбираются слова с произносительными вариантами и без них.)
2. Поставь ударение в словах. (Используются те слова, норму
произношения которых дети уже усвоили.)
3. Как должен действовать ученик, если заметил слово, которое
произносится по-разному?
1) запомнить, как говорят взрослые;
2) посмотреть в словарь;
3) стараться не употреблять это слово;
4) попросить взрослых посмотреть в словаре.
4. Найди слова, в которых ударение поставлено неверно.
(дидактический материал этого задания содержит изученные трудные слова,
в которых обозначено ударение: правильно и неправильно.)
Примерные результаты изучения фонетики, орфоэпии, графики.
В результате изучения раздела «Фонетика и графика» выпускник
научится:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные;
согласные твердые/мягкие; парные /непарные твердые и мягкие; согласные
звонкие /глухие, парные / непарные звонкие /глухие);
-знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться
алфавитом для упорядочивания слов и списка нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова
самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать
правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного)
разбора слов.
Каждое из перечисленных умений может быть проверено заданиями
базового и повышенного уровней сложности. Обратимся к примерам.
1. Умение различать гласные и согласные звуки.
Задания базового уровня.
Отметь ряд, в котором все слова начинаются с согласного звука:
1) часы, фазан, игла, лёд;
2) яма, восток, йогурт, звук;
3) щенок, игрушка, книга, сок;
4) мяч, экран, якорь, дом.
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ
(второй).
Задание повышенного уровня сложности.
Выпиши из текста все слова, начинающиеся с гласного звука.
Еловый лес сумрачный. В таком лесу всегда стоит запах сырости.
Колючие лапы елей царапают лицо и руки. Вдоль опушки растут пышные
ёлочки. Хороши маленькие лесные красавицы! Смолистый дух идёт от ёлки.
Как украшают такие ёлочки любимый детский праздник.
Образец правильного ответа: и, опушки, идёт, от, украшают.
Критерий достижения планируемого результата: записано не менее
четырех нужных слов; слова, не соответствующие условию задания, не
записаны.
Можно ли утверждать, что ученик, справившийся с заданием базового
согласных звуков и умение различать гласные и согласные звуки,
обязательно справится с заданием повышенного уровня сложности? Нет, так
как в последнем случае ученик должен проявить еще и 1) способность
принимать и сохранять цель учебной задачи-объем текста довольно велик и
на протяжении нескольких минут необходимо подчинять свои действия
поставленной задаче, 2) умение контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей.
2. Умение группировать звуки по заданному основанию.
Задания базового уровня.
Запиши данные ниже звуки на нужной строчке: [о], [к’], [э], [с], [б], [л],
[й’], [а], [щ’];
а) гласные звуки: ___________________________;
б) звонкие согласные звуки: ___________________;
в) глухие согласные звуки: ____________________.
Образец правильного ответа: а) гласные звуки: [о], [э], [а];
б) звонкие согласные звуки: [б], [л], [й’];
в) глухие согласные звуки: [к’], [с], [щ’].
Отсутствие при записи звуков квадратных скобок не влияет на оценку
ответа. Критерий достижения планируемого результата: на нужных строчках
записано не менее пяти звуков.
Задание повышенного уровня сложности.
Даны звуки: [у], [с’], [ы], [п], [д], [р], [й’], [а], [ч’]: Объедини их в
группы. Постарайся предложить несколько способов группировки.
Первый способ группировки: Второй способ группировки:
Третий способ группировки: