Справочник от Автор24
Педагогика

Конспект лекции
«Языковая компетентность, ее содержание и структура.Компоненты структуры языковой компетентности.»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по педагогике / Языковая компетентность, ее содержание и структура.Компоненты структуры языковой компетентности.

Выбери формат для чтения

docx

Конспект лекции по дисциплине «Языковая компетентность, ее содержание и структура.Компоненты структуры языковой компетентности.», docx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Языковая компетентность, ее содержание и структура.Компоненты структуры языковой компетентности.». docx

txt

Конспект лекции по дисциплине «Языковая компетентность, ее содержание и структура.Компоненты структуры языковой компетентности.», текстовый формат

Лекция 2. Языковая компетентность, ее содержание и структура. Компоненты структуры языковой компетентности. Под языковой компетенцией понимается владение системой языка. Младшие школьники в достаточной мере овладели языком, поэтому формирование языковой компетенции подразумевает: • обогащение словарного запаса; • усвоение фонетических, словообразовательных, морфологических и синтаксических литературных норм; • обогащение грамматического строя речи более совершенными синтаксическими конструкциями. Лингвистическая компетенция включает в себя знание основ науки о русском языке; усвоение лингвистических понятий разных уровней системы языка (фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии, лексики); элементарные представления о роли и месте языка в жизни человека. Правописная компетенция связана со знанием системы орфографических и пунктуационных понятий, а также овладением системой правописных умений, обеспечивающих уровень относительной орфографической и пунктуационной грамотности. Коммуникативная компетенция определяется владением всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения. Состав и структуру курса русского языка в современной начальной школе определяет Примерная основная образовательная программа начального общего образования, разработанная в соответствии с требованиями ФГОС НОО. На ее основе каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает основную образовательную программу (ОПП) начального общего образования образовательного учреждения. Основная образовательная программа образовательного учреждения включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, планируемые результаты освоения ОПП, базисный учебный план образовательного учреждения, программу формирования универсальных учебных действий (УУД), программы отдельных учебных предметов (в том числе и программу по русскому языку), систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП и др. Программа по русскому языку, таким образом, является составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения. Данная программа разрабатывается на основе примерной программы, которая служит для нее ориентиром. Примерная основная образовательная программа начального общего образования включает в себя следующие разделы: • пояснительную записку, • основное содержание обучения, • варианты тематического планирования, • рекомендации по материально-техническому обеспечению предмета «Русский язык». В Пояснительной записке к примерной программе по русскому языку указывается, что в начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место. Русский язык, наряду с другими учебными предметами, призван обеспечить развитие младшего школьника. Центральной линией развития является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов, протекающих в сознании ребенка. Основными целями русского языка как учебного предмета являются познавательная и социокультурная цели. Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления. Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека. Эти цели конкретизируются в практических задачах: 1) в развитии речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с условиями общения; 2) освоении первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; 3) овладении умениями правильно писать, читать, участвовать в диалоге, составлять письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема; 4) воспитании позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждении познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь В качестве требований к результатам освоения программы по русскому языку выдвигаются личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: 1) осознание языка как основного средства человеческого общения; 2) восприятие русского языка как явления национальной культуры; 3) понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; 4) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. К метапредметным результатам изучения русского языка в начальной школе относятся: 1) умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; 2) способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; 3) умение выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; 4) стремление к точному выражению собственного мнения; 5) умение задавать вопросы. Определение в программе тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, дает возможность объединить усилия учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования. Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе выступают: 1) начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; 2) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); 3) умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; 4) способность проверять сказанное и написанное. Согласно основному содержанию обучения русскому языку, младшие школьники должны практически освоить виды речевой деятельности. Слушание содержит осознание цели и ситуации устного общения, адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передачу его содержания по вопросам. Говорение – выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; практическое овладение диалогической формой речи;, овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.; практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение); овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой); соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение – понимание учебного текста; выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала; нахождение информации, заданной в тексте в явном виде; формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте; интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации; анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо – письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте; овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы; списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами; письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное); создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.). Обучение грамоте содержит несколько разделов. • Фонетика – звуки речи; осознание единства звукового состава слова и его значения; установление числа и последовательности звуков в слове; сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками; различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих; слог как минимальная произносительная единица; деление слов на слоги; определение места ударения. • Графика – различение звука и буквы (буква как знак звука); овладение позиционным способом обозначения звуков буквами; буквы гласных как показатель твердости (мягкости) согласных звуков; функция букв Е, Ё, Ю, Я; мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука; знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. • Чтение – формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук); плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка; осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов; чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания; развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений; знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами); орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. • Письмо – усвоение правильного списывания текста; понимание функции небуквенных графических средств (пробела между словами, знака переноса). • Слово и предложение – восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа; наблюдение над значением слова; различение слова и предложения; работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. • Орфография – знакомство с правилами правописания и их применение: 1) раздельное написание слов; 2) обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши); 3) прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; 4) перенос слов по слогам без стечения согласных; 5) знаки препинания в конце предложения. • Развитие речи – понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании; составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Систематический курс русского языка представлен следующими разделами. Фонетика и орфоэпия включает: различение гласных и согласных звуков; нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков; различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости (мягкости) согласных звуков; различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости (глухости) согласных звуков; характеристику звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твердый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный; деление слов на слоги; ударение, произношение звуков в соответствии с нормами русского литературного языка; фонетический разбор слова. Графика включает: различение звуков и букв; обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков; использование на письме разделительных Ъ и Ь; установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными Е, Ё, Ю, Я; в словах с непроизносимыми согласными; использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности; использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика включает: понимание слова как единства звучания и значения; выявление слов, значение которых требует уточнения; определение значения слова по тексту или с помощью толкового словаря; представление об однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слова; наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Состав слова (морфемика) включает: овладение понятием «родственные слова»; различение однокоренных слов и форм одного и того же слова; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса; различение изменяемых и неизменяемых слов; значение суффиксов и приставок; образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок; разбор слова по составу. Морфология включает части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные: • имя существительное — значение и употребление в речи; умение опознавать имена собственные; различение имен существительных, отвечающих на вопросы «Кто?» и «Что?»; различение имен существительных мужского, женского и среднего рода; изменение существительных по числам; изменение существительных по падежам; определение падежа, в котором употреблено имя существительное; различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов; определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению; морфологический разбор имен существительных; • имя прилагательное — значение и употребление в речи; изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин; морфологический разбор имен прилагательных; • местоимение — представление о местоимении; личные местоимения, значение и употребление в речи; личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений; • глагол — значение и употребление в речи; неопределенная форма глагола; различение глаголов, отвечающих на вопросы «Что сделать?» и «Что делать?»; изменение глаголов по временам; изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение); изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов; наречие — значение и употребление в речи; • предлог — знакомство с наиболее употребительными предлогами; функция предлогов (образование падежных форм имен существительных и местоимений); отличие от приставок; • союзы и, а, но, их роль в речи; • частица не, ее значение. Синтаксис включает: различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий); различение предложений по цели высказывания — повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации) — восклицательные и невосклицательные; нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого; различение главных и второстепенных членов предложения; установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении; нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но; использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами; различение простых и сложных предложений. Орфография и пунктуация включает: формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове; использование орфографического словаря; применение правил правописания: 1) сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением (для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа желток, железный; 2) сочетания чк-чн, чт, щн; 3) перенос слов; 4) прописная буква в начале предложения, в именах собственных; 5) проверяемые безударные гласные в корне слова; 6) парные звонкие и глухие согласные в корне слова; 7) непроизносимые согласные; 8) непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); 9) гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; 10) разделительные Ъ и Ь; 11) мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь); 12) безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин); 13) безударные окончания имен прилагательных; 14) раздельное написание предлогов с личными местоимениями; 15) не с глаголами; 16) мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь); 17) мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; 18) безударные личные окончания глаголов; 19) раздельное написание предлогов с другими словами; 20) знаки препинания в конце предложения; 21) знаки препинания в предложениях с однородными членами Развитие речи включает осознание ситуации общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); практическое овладение диалогической формой речи; выражение собственного мнения, его аргументацию; владение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.); овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком; практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение); текст; признаки текста; смысловое единство предложений в тексте; заглавие текста; последовательность предложений в тексте; последовательность частей текста (абзацев); комплексную работу над структурой текста (озаглавливание, корректирование порядок предложений и частей текста (абзацев)); план текста; составление планов к данным текстам; создание собственных текстов по предложенным планам; типы текстов (описание, повествование, рассуждение, их особенности); знакомство с жанрами письма и поздравления; создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов; знакомство с основными видами изложений и сочинений (изложения подробные и выборочные, с элементами сочинения, сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения). Примерная основная образовательная программа начального общего образования, наряду с пояснительной запиской и основным содержанием обучения, включает в себя также варианты тематического планирования. Выбор варианта тематического планирования определяется условиями функционирования образовательного учреждения. Литература: Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т.И. Зиновьевой. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – С. 38-55.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Педагогика

Подвижные и дидактические игры в педагогическом процессе детского сада

Тема 5. «Подвижные и дидактические игры в педагогическом процессе детского сада» План: 1. Использование дидактических дошкольной организации. игр в об...

Педагогика

Театрализованные и строительные игры дошкольников

Тема 4. «Театрализованные и строительные игры дошкольников» План: 1. Особенности театрализованных игр, значение в развитии дошкольников, классификация...

Педагогика

Основы воспитания, обучения и развития детей в сюжетно-ролевой игре

Тема 3. «Основы воспитания, обучения и развития детей в сюжетноролевой игре» План: 1. Особенности и структура сюжетно-ролевой игры. 2. Педагогическое ...

Педагогика

Развитие и воспитание детей в режиссерской игре

Тема 2. «Развитие и воспитание детей в режиссерской игре» План: 1. Особенности режиссерской игры. 2. Педагогическое сопровождение дошкольника. развити...

Педагогика

Теоретические основы игры дошкольников

Тема 1. «Теоретические основы игры дошкольников» План: 1. Теоретические аспекты игры. 2. Характеристика и значение игры для развития дошкольников. 3. ...

Педагогика

Внеурочная деятельность современных школьников

Внеурочная деятельность современных школьников ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ Пряникова Марина Геннадьевна почётный работник общего об...

Автор лекции

Пряникова М. Г.

Авторы

Педагогика

Reflection on Practice

making Practice-Based Learning work Reflection on PRACTICE A resource commissioned by the Making Practice Based Learning Work project, an educational ...

Автор лекции

Patricia McClure

Авторы

Педагогика

Экономика образования

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСЫ ОБРАЗОВАНИЕ С. А. БЕЛЯКОВ Новые лекции по экономике образования МАКС Пресс Москва 2007 УДК ББК Б Б Беляков C.A. Новые лекции по эко...

Автор лекции

Беляков С. А.

Авторы

Педагогика

Логопедия

Пятое (юбилейное)издание фунда ментального учебника по логопедии подготовлено заслуженным деятелем науки, профессором Л.С. Волковой. Оно посвящено 120...

Автор лекции

Волкова Л. С.

Авторы

Смотреть все