Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология проектирования педагогического процесса

Определение 1

Педагогическое проектирование – это высший уровень педагогической деятельности, который проявляется в творчестве педагога, постоянном совершенствовании собственного профессионализма и мастерства.

Понятие педагогического проектирования

Большинство продуктов человеческой деятельности осуществляется через их предварительное проектирование. Проектирование предусматривает создание прототипа или проекта предполагаемого объекта, явления или процесса, с целью воплощения его в реальности. В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается со следующих точек зрения:

  • практико-ориентированная деятельность, направленная на разработку новых образовательных систем и видов образовательной деятельности;
  • инновационная область знаний, направленная на трактовку существующей педагогической действительности;
  • прикладное направление педагогики, направленное на организацию практической деятельности, которая нацелена на решение основных задач развития и образования детей;
  • специфическая технология развития личности.

Технология педагогического проектирования предусматривает наличие у педагога разносторонне развитых творческих качеств.

Педагогическое творчество – это одно из состояний педагогической деятельности, в процессе которого происходит создание кардинально нового содержания воспитательно-образовательного процесса, направленного на решение разносторонних педагогических проблем.

Технология проектирования педагогического процесса представляет собой систему, которая состоит из ряда взаимосвязанных компонентов:

  • общая культура;
  • гуманизм;
  • профессионализм;
  • творческие способности;
  • профессиональные компетентности.

Эффективность технологии проектирования педагогического процесса, определяется наличием у педагога технологических компетенций, которые определяются на основании ряда критериев:

  • целесообразность (направленность);
  • творчество (содержание деятельности);
  • технологичность (уровень педагогической техники);
  • оптимальность (эффективность выбранных средств);
  • продуктивность (результативность).
Замечание 1

Таким образом, технология проектирования педагогической деятельности представляет собой совокупность практических умений и навыков, необходимых для организации творческой деятельности педагога.

«Технология проектирования педагогического процесса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Этапы реализации проектирования педагогического процесса

Этапы реализации технологии проектирования педагогического процесса (автор Н. А. Масюкова):

  1. Осуществление диагностики реального педагогического процесса.
  2. Формулировка целей, выделение ценностей и смыслов образования.
  3. Формирование желаемого результата.
  4. Планирование этапов деятельности, направленных на достижение общей цели.
  5. Коррекция действий в ходе реализации проекта.
  6. Рефлексия реализованной деятельности, анализ полученных результатов.

В том случае, если в основе проектирования стоят прикладные цели, то его этапы могут быть «укрупнены». Важным является сохранение общей логики, которая отражает сущность всей технологии.

«Укрупненные» этапы технологии проектирования педагогического процесса, с внутренними процедурами:

  1. Предпроектный (предварительный или стартовый):

    • диагностика (исследование);
    • постановка проблемы;
    • концептуальная основа;
    • постановка цели;
    • ценностно-смысловое самоопределение;
    • общее форматирование технологии;
    • осуществление предварительной социализации.
  2. Непосредственная реализация технологии:

    • уточнение основных аспектов технологии (цель, задачи, функции, план работы, число участников и т.д.);
    • поэтапное выполнение всех запланированных действий;
    • корректировка хода технологии (ее проекта), действий участников и т.д.;
    • внутренняя оценка полученного продукта технологии;
    • представление окончательных результатов и осуществление их внешней экспертизы.
  3. Рефлексия:

    • выявление соответствия полученных результатов и запланированных;
    • определения качества полученного продукта технологии;
    • выявление качества совместной деятельности участников технологии и их взаимоотношений в процессе работы;
    • определение перспектив использования полученного в ходе технологии продукта.
  4. Послепроектный:

    • апробация;
    • распространение полученных результатов и продуктов технологии;
    • определение и выбор вариантов возможного продолжения или расширения технологии.

Каждый этап технологии имеет равную значимость в педагогическом процессе. Это связано с тем, что любой из этапов выступает как часть образовательного процесса, в рамках которого формируются ценности, нормы и установки личности учащегося, осуществляется развитие коммуникативных и творческих качеств. Успешность реализации технологии во многом зависит от комплексности применения данных этапов и процедур, использования адекватных приемов и способов.

Эффективность реализации технологии проектирования педагогического процесса зависит от профессионализма и мастерства педагога. Каждый педагог должен владеть различными технологиями проектирования педагогического процесса, а также навыками научного исследования. Значимость исследования определяется тем, что оно направлено на решение определенной проблемы, имеющей место в работе педагогической системе, в воспитательно-образовательном процессе, взаимодействии между педагогом и учащимися, и т.д. Кроме того, противоречия могут существовать между компонентами педагогической системы, результатами и заказом общества (государства), между взаимодействием образовательной организации и окружающей среды, затратами сил субъектов педагогического процесса и результатами и т.д.

Замечание 2

Таким образом, технология проектирования педагогического процесса, требует от педагога профессионализма, мастерства и владения навыками реализации различного рода технологий и видов исследования.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot