Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проектирование урока математики

Проектирование в образовании

Определение 1

Проектирование — это не менее значимая, чем организаторская, гностическая или коммуникативная функция любого педагога, суть которой заключается в предварительной разработке основных вариантов и деталей предстоящей образовательной деятельности, а также в прогнозировании ее результатов.

В настоящее время происходят радикальные изменения образовательной политики в стране, идет кардинальная модернизация учебного процесса. Нет сомнений, что ведущая роль в такой работе должна принадлежать учителям. Они должны предлагать варианты модернизации методических систем обучения, разрабатывать технологии проектирования разных педагогических объектов, которые воздействуют на модернизацию учебного процесса.

Профессиональная деятельность учителя представлена моделированием целостного процесса обучения, а также составлением плана урока.

Определение 2

Проект – это индивидуальное представление педагога о его личной деятельности, а план – это одна из форм фиксации проекта.

В педагогической технологии форма фиксации проекта представляется канонически, как технологическая карта или информационная карта урока. Содержание деятельности проектирования и планирования практически совпадает. Основным назначением педагогического проектирования выступает не составление плана деятельности учителя во время урока, а разработка логической структуры учебно-воспитательной деятельности учеников, что превращается в целевую основу проектировочной деятельности учителя.

Выделяют несколько исследовательских подходов в логике педагогического проектирования.

Кларин М.В. видел логику педагогического проектирования в следующих шагах:

«Проектирование урока математики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • подготовить цели и максимально их уточнить, сформулировать цели, ориентируясь на достижение результата;
  • подготовить материал, средства и организацию процесса обучения в соответствии с целями;
  • оценить текущие результаты, корректировать обучение;
  • анализировать и давать заключительную оценку результатов.

Алексеев Н.А. предложил схему педагогического проектирования в рамках личностного ориентированного подхода:

  • определить цель проектирования – этап целеполагания;
  • выяснить систему педагогических факторов и условий, оказывающих влияние на достижение цели – этап ориентировки;
  • описать педагогическую действительность, подлежащую проектированию – этап диагностики исходного состояния;
  • фиксировать уровень и оперативные единицы педагогического мышления, чтобы принять решение относительно создания проекта – этап рефлексии;
  • выдвинуть гипотезу о вариантах достижения цели и оценить вероятность их достижения в конкретных условиях – этап прогнозирования;
  • построить конкретную модель проекта педагогического объекта – этап моделирования;
  • построить методику измерения параметров педагогического объекта – этап экстраполирующего контроля;
  • реализовать проект – этап внедрения;
  • оценить результат осуществления проекта и сравнить их с теоретически ожидавшимся – этап оценивания;
  • построить оптимизированный вариант конкретного педагогического объекта – этап коррекции.

Метод педагогики, в котором наиболее адекватно выражена природа образовательно-воспитательного процесса современного общества, представляет вероятностное прогнозирование. Иными словами, гипотетико-модельное обоснование педагогического знания и основанной на нем деятельности методически взаимосвязано с системным подходом.

Проектирование системы уроков по математике

Каждый учитель начинает учебный год с готовой рабочей программой. Проектирование системы уроков предполагает создание тематического планирования или тематического плана, который представляют в форме таблицы со следующими столбцами:

  • наименование темы уроков;
  • количество часов;
  • дата проведения;
  • повторение;
  • учебное оборудование;
  • типы уроков.

Проектирование системы уроков базируется на логико-дидактическом анализе учебного материала темы.

Логико-дидактический анализ темы включает:

  • определение цели обучения;
  • логический и методический анализ;
  • дидактический анализ.

Технология проектирования урока математики обладает условием, которое отличает ее от традиционной системы организации обучения – это гарантированность планируемого результата на всех этапах организации учебной деятельности.

Использование в практической педагогической деятельности технологии проектирования системы уроков математики позволяет сделать следующие выводы:

  • технология проектирования помогает достичь большинству учащихся образовательного стандарта по математике;
  • увеличивается доля самостоятельной работы, учащиеся включаются в активную деятельность, овладевают способами самоконтроля и взаимоконтроля, что способствует формированию системы самоуправления подростков;
  • наглядно видно проект всей системы уроков по математике, что позволяет снизить нагрузку на учеников и облегчает подготовительную работу педагога;
  • учебный материал преподносится открыто и дозированно, что помогает индивидуализировать процесс обучения;
  • домашняя работа превращается в неотъемлемую часть самостоятельной работы в классе, при этом задача усвоить материал не переносится на дом, а решается во время урока, не допуская при этом перегрузки учеников;
  • технология проектирования уроков математики облегчает подготовительную деятельность самого учителя и снижает его ежедневные перегрузки;
  • технология проектирования темы урока математики превращает учебную деятельность большинства учеников в доступную и посильную, а в условиях сельских малокомплектных школ возможным становится учить детей по личным траекториям обучения.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 11.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot