Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проектирование педагогической деятельности

Понятие педагогического проектирования

Определение 1

Педагогическое проектирование – это процесс предварительной разработки основных этапов предстоящей деятельности учеников и педагога.

Дети остро реагируют на неудачи, их отличает неустойчивость эмоционально-волевой сферы, перепады настроения. Только при правильной организации урока, возможно оказание большого влияния на функциональное состояние организма детей и их работоспособность. Современные условия обучения требуют от учителей использования новых технологий.

Своеобразие текущего момента заключается в том, что новыми условиями ведения современного урока предполагается использование личностно-ориентированного, деятельностного, компетантностного и здоровьесберегающего подхода в обучении. Одна из таких технологий – педагогическое проектирование учебной деятельности.

На уровень проектирования педагогической деятельности воздействует уровень технологической компетентности и следующие основные критерии:

  • целесообразность, состоящая из направленности;
  • творчество, состоящее из содержания деятельности;
  • технологичность, состоящая из подтехник разного уровня;
  • оптимальность – выбор эффективных средств;
  • продуктивность – по результату.

Иными словами, педагогическое проектирование – это структура практических умений, которые необходимы, чтобы организовать творческую деятельность педагога.

В литературе, которая посвящена методологии проектирования, могут быть рассмотрены разнообразные подходы к разбивке его на этапы.

Проектирование содержания педагогической деятельности на уроке включает несколько ее этапов:

  • целеполагание – постановка целей учебной деятельности, переход от понимания педагогом стандарта к конструированию системы целей;
  • диагностика – самостоятельные работы, фиксирующие факты и уровень достижения целей. Содержание стандарта переводят на язык деятельности учеников;
  • дозирование домашнего задания – знания, обеспечивающие успешное прохождение диагностики;
  • логическая структура учебного процесса – трехуровневая модель, которая содержит последовательность уроков и структуру учебного материала, после программы развития;
  • коррекционная деятельность – направлена на улучшение качества приобретаемых учащихся знаний, умений и навыков.
«Проектирование педагогической деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Сущность и этапы педагогического проектирования

Замечание 1

Проектирование – это опережающее создание того, что позже будет сделано в натуральном виде.

Педагогическая деятельность, особенно в современном образовании, стала чрезмерно сложной, так как идет стремительное развитие педагогического знания, накапливается существенный объем научно-педагогической и методической педагогической литературы. Идет возрастание числа методов, средств и форм обучения, развития и воспитания, выявляется все большой объем факторов, которые воздействуют на педагогические отношения, идет быстрое обновление знаний, программы перенасыщаются информацией, учащиеся слабо подготовлены и пр.

Педагог все с большими затруднениями овладевает этими знаниями, и с еще большими трудностями использует их. А педагогическое проектирование, включающее в себя массу идей технического проектирования, дает возможность оптимизировать преподавательскую деятельность. То есть, педагогическое проектирование предполагает предварительную разработку основных деталей будущей деятельности педагога и детей и прогнозирование ее результата.

В процессе проектирования педагог познает и создает новую реальность, которой еще не существует, для изменения несовершенной практики, формирования более совершенной и эффективной собственной деятельности.

Цель педагогического проектирования – создать педагогический процесс, преимущественно соответствующий поставленным целям обучения, воспитания и развития, обеспечить профессиональное саморазвитие педагога, способного реализовывать спроектированную систему обучения.

Объекты педагогического проектирования включают педагогические системы, педагогические процессы и педагогические ситуации.

Педагогические системы представляют собой сложные образования, являющиеся целостным единством всех факторов, которые способствуют достижению поставленных индивидом целей развития.

Педагогические процессы являются главным объектом проектирования для педагога. Педагогический процесс представлен единством факторов, способствующих развитию учеников и педагогов в непосредственном взаимодействии и подчинении дидактическим принципам.

Педагогические ситуации являются составной частью педагогического процесса, характеризующей его состояние в определенный момент времени и в определенном пространстве. Педагогические ситуации могут возникнуть стихийно или быть предварительно проектированными.

Педагогическое проектирование включает этапы:

  • проектирование – разработку созданной модели до уровня практического пользования. Например, проект календарно-тематического плана или конкретного урока;
  • конструирование – создание материального основания, чтобы осуществить разработанный проект на практике. Результатом данного этапа является создание конструкта, то есть того, с помощью чего может реализовываться проект в конкретных условиях реальными участниками. Например, если в качестве проекта рассматривать календарно-тематический план, то в качестве конструкта выступают планы занятий.

Можно сделать вывод, что деятельность учащихся и учителя следует за педагогическим проектированием. Формы педагогического проектирования включают:

  • рабочие учебные планы;
  • рабочие программы;
  • календарно-тематическое планирование;
  • план урока;
  • план учебно-воспитательной работы и пр.

Изучение всех форм проектирования педагогической деятельности для педагога крайне актуально, так как это позволит ему совершенствоваться в методическом плане.

Проектирование педагогического процесса можно использовать в любом типе творческой деятельности педагога. Рассматриваемая технология будет иметь успех, если учитель знает и использует определенный алгоритм действий и комплекс методов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot