Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Общая характеристика педагогической деятельности

Для рассмотрения общей характеристики понятия «педагогическая деятельность» считаем необходимым уточнить сущность данного понятия.

Определение

В современной литературе педагогическая деятельность определяется как система воспитывающих и обучающих воздействий педагога на ребёнка с целью обеспечения личностного, интеллектуального, деятельностного развития, одновременно являющихся основой его саморазвития и самосовершенствования.

Педагогическая деятельность относится к группе профессий «человек-человек», поэтому объект педагогической профессии – человек, предмет – деятельность, направленная на его развитие, воспитание, обучение.

Компоненты педагогической деятельности

В педагогической деятельности могут быть выделены следующие компоненты: конструктивный, организаторский, коммуникативный.

Конструктивный компонент педагогической деятельности является основным в деятельности педагога, раскрывается через проектирование учебного материала, создание планов. Конструктивная педагогическая деятельность осуществляется с опорой на учебный план, программу, учебник, методические пособия, которые преобразовываются с учётом задач, поставленных педагогом перед собой. Конструктивный компонент педагогической деятельности включает в себя планирование содержания будущей педагогической деятельности, системы и последовательности собственных действий учащихся.

Организаторский компонент педагогической деятельности взаимосвязан с конструктивным компонентом. Деятельность учителя характеризуется педагогическими действиями, которые носят организаторский характер. Основными направлениями организаторской деятельности учителя являются:

  • организация изложения (используются беседа или рассказ);
  • организация поведения и действий в условиях деятельности;
  • организация деятельности учащихся (коллективная, групповая, индивидуальная).

Успешность организаторской деятельности определяется умением сочетать эти направления.

Коммуникативный компонент педагогической деятельности представляет собой важный фактор в обеспечении успеха работы педагога, точность, конкретность объяснений, доступность и понятность изложения, использование запоминающихся примеров способствуют восприятию предмета учащимися через педагога, качество преподавания – через отношение к классу.

Изучение понятия «педагогическая деятельность» позволяет подойти к рассмотрению некоторых проблем, важными из которых являются:

  • Проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов.
  • Проблема профессионализма учителя.
  • Проблема психологической подготовки учителя.
  • Проблема подготовке учителя к реализации системы развивающего обучения.
  • Проблема повышения квалификации учителя и др.

Структура педагогической деятельности

Как и любой вид деятельности, педагогическая деятельность имеет свою структуру. Структура педагогической деятельности может быть представлена следующим образом:

  • мотивация;
  • предмет педагогической деятельности;
  • педагогические средства и способы решения поставленных задач;
  • продукт и результат педагогической деятельности.

Мотивация занимает важное место в структуре любой, в том числе и педагогической, деятельности. Мотивы педагогической деятельности могут быть выделены в три большие группы:

  • мотивы долженствования;
  • мотивы заинтересованности и увлечённости преподаваемым предметом;
  • мотивы увлечённости общением с детьми («любовь к детям).

Характер доминирования данных мотивов позволяет выделить четыре группы учителей:

  • с преобладанием мотивов долженствования;
  • с доминированием интереса к преподаваемому предмету;
  • с доминированием потребности общения с детьми;
  • без ведущего мотива.

Педагоги, составляющие последнюю группу, имеют самую высокую квалификацию и авторитет.

Уточнение видов профессиональных мотивов учителя, обширная область факторов позволяет назвать следующие:

  • материальные стимулы;
  • побуждения, связанные с самоутверждением;
  • профессиональные мотивы;
  • мотивы личностной самореализации.

Предмет педагогической деятельности представляется в организации учебной деятельности обучающихся, которая направлена на освоение учащимися предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средства педагогической деятельности:

  • научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;
  • «носители» знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;
  • вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.

Среди способов передачи социального опыта выделяются: объяснение, показ, совместная работа, непосредственная практика обучающегося, тренинги и т.д.

«Общая характеристика педагогической деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Определение

Продуктом педагогической деятельности является формируемый у учащегося индивидуальный опыт, представленный совокупностью компонентов (аксиологический, нравственно-этический, эмоционально-смысловой, предметный, оценочный). Продукт педагогической деятельности может быть оценен во время проведения экзаменов, зачётов, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.

Результат педагогической деятельности выражается в развитии обучающегося, его личностном и интеллектуальном совершенствовании, становлении его как личности, как субъекта учебной деятельности.

Функции педагогической деятельности

Педагогическая деятельность имеет разнообразные функции, классификация функций педагогической деятельности позволяет разделить их на две группы – целеполагающие функции и организационно-структурные функции.

К целеполагающим функциям относятся: ориентационная, развивающая, мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся), информационная.

В организационно-структурную группу входят: конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая.

Педагогическая деятельность обладает целенаправленностью, мотивированностью, предметностью.

Специфическая характеристика педагогической деятельности заключается в её продуктивности. Выделяются пять уровней продуктивности педагогической деятельности.

На первом, минимальном уровне педагог рассказывает учащимся то, что знает сам. Этот уровень называется репродуктивным, он непродуктивен.

На втором, низком уровне педагог приспосабливает своё сообщение под особенности учащихся, данный уровень называется адаптивным, он малопродуктивен.

На третьем, среднем уровне педагог осуществляет обучение учащихся, формулирует педагогическую цель, планирует результаты обучения, отбирает комплекс средств и продумывает последовательность включения учащихся в образовательно-воспитательную деятельность. Данный уровень называется локально-моделирующим, он среднепродуктивен.

Четвёртый уровень – высокий – характеризуется владением педагогом стратегиями формирования планируемой системы знаний, умений и навыков учеников по предмету в целом, этот уровень называется системно-моделирующим знания, данный уровень продуктивен.

Пятый уровень – высокий – характеризуется владением педагогом стратегией превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, их потребности в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии. Этот уровень – моделирующий деятельность и поведение учащегося, высокопродуктивен.

Итак, была представлена общая характеристика педагогической деятельности, что даёт основание подойти к рассмотрению вопросов определения целей, средств, видов и специфики педагогической деятельности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 11.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot