Значимость планирования воспитательной работы с семьями учащихся
В настоящее время одной из важнейших проблем в области педагогики является вопрос воспитания подрастающего поколения.
Воспитание – это целенаправленный процесс по развитию и становлению личности.
Воспитание может осуществляться как свободно, под воздействием окружающей ребенка среды, так и управляемо, в рамках специально организованных психолого-педагогических условий.
В воспитании выделяют два основных вида факторов воспитательного воздействия:
- Факторы прямого воспитательного воздействия – семья, школа (детский сад, ВУЗ и т.д.), коллектив сверстников.
- Факторы непрямого воспитательного воздействия – государство, культура, окружающая ребенка среда и т.д.
Эффективность воспитания зависит от координации и сплоченности сил педагогического коллектива и семьи.
Большую часть времени ребенок проводит в образовательном учреждении, именно поэтому очень важно использование единых методов и средств воспитания в семье и в школе. Для достижения этого педагогом разрабатывается план воспитательной работы с семьями учащихся.
Правовой основой плана воспитательной работы с семьями учащихся выступают:
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Государственные программы по воспитанию учащихся (в зависимости от тематики и цели плана воспитательной работы)
- Рекомендации об организации воспитательной деятельности
- Методические рекомендации Министерства образования
Вне зависимости от темы плана, его цели и задач, результат, который желают получить и педагоги, и родители всегда один – воспитание полноценной и разностороннее развитой личности, способной эффективно и плодотворно существовать в рамках современного социума.
План воспитательной работы с семьями учащихся включает в себя специально подобранный комплекс педагогических и организационных методов, средств, приемов и технологий.
Цель и задачи воспитательной работы с семьями учащихся
Эффективность воспитательной работы во многом зависит от того какие взаимоотношения складываются между педагогом и семьей учащегося. Одной из основных форм работы с семьями являются родительские собрания и работа родительского комитета.
В настоящее время необходимо разработать методы и формы конструктивного взаимодействия семьи и школы, которое предполагает общение, основанное на взаимном понимании и уважении. Следует донести до родителей, что школа хоть и занимает ведущее положение в воспитании ребенка, но главенствующая роль, все-таки, принадлежит семье. И только дружеское взаимодействие семьи и школы может значительно повысить результативность воспитательного воздействия.
Цель плана воспитательной работы с семьями учащихся – вооружение родителей необходимым минимумом педагогических и психологических знаний о развитии ребенка, оказание необходимой помощи в организации педагогического самообразования, формирование умений и навыков воспитательной работы, а также привлечение родителей к активному взаимодействию со школой.
Исходя из цели, основными задачами плана воспитательной работы являются:
- Формирование дружного и сплоченного коллектива учащихся.
- Привлечение родителей учащихся к тесному сотрудничеству со школой по вопросам воспитания.
- Оказание необходимой психолого-педагогической помощи родителям по вопросам воспитания и обучения.
- Организация совместной общественно-значимой деятельности родителей и учащихся.
Критерии эффективности результатов воспитательной работы различные, в зависимости от возрастной группы учащихся:
- Начальная школа – положительное отношение учащихся к школе и процессу обучения, уважительное отношение к педагогам, дружеские отношения с одноклассниками.
- Средняя и старшая школа – сформированность у каждого учащегося понимания своих «сильных» и «слабых» сторон, уважительное отношение к окружающим, направленность на саморазвитие.
Направления взаимодействия школы и семьи в рамках плана воспитательной работы могут быть следующего характера:
- Регулярное проведение классных и общешкольных родительских собраний с разбором наиболее актуальных вопросов и проблем.
- Проведение при необходимости индивидуальных консультаций для родителей.
- Осуществление регулярного информирования родителей об успеваемости учащихся.
- Привлечение родителей к решению школьных проблем и вопросов.
- Привлечение родителей к участию в социально-общественных мероприятиях (конкурсов, соревнований, встреч и т.д.).
Закономерности и принципы планирования воспитательной работы
План воспитательной работы с семьями учащихся строится на основании общепринятых закономерностей и с опорой на принципы организации воспитательной работы.
Закономерности планирования воспитательной работы с семьями учащихся:
- Воспитание ребенка возможно только при его активном взаимодействии с окружающей социальной средой. Любая воспитательная задача должна быть реализована только через осуществление ребенком какой-либо деятельности. Только в этом случае можно достичь высоких результатов в воспитании.
- Соблюдение единства процессов обучения и воспитания. Необходимо помнить, что развитие ребенка осуществляется через усвоение им новой информации, получении новых знаний, умений и навыков, все это требует расширения деятельности и общения ребенка. А через деятельность, как известно, происходит его воспитание.
- Успешность воспитательного воздействия во многом зависит от целостности влияния на ребенка воспитательного воздействия различных социальных институтов.
Исходя из закономерностей планирования воспитательной работы, определяются принципы ее организации:
- Принцип личностного подхода, предусматривающий уважительное отношение к каждому участнику педагогического процесса, в том числе и к родителям.
- Принцип педагогической целесообразности – разумное вмешательство в самовыражение личности ребенка.
- Принцип природосообразности – воспитание основанное на природных возможностях и потребностях ребенка.
- Принцип культуросообразности – соблюдение национальных особенностей и культуры воспитательного процесса.
- Принцип событийности – воспитание на положительных эмоциях.
- Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности педагога, учащихся и родителей.
- Принцип социальной адекватности воспитания – создание благоприятных психологических условий.