ИКТ технологии и их роль в проектировании форм и методов организации образовательной деятельности
ИКТ технологии – это совокупность информационно-коммуникативных средств и способов обработки, передачи и хранения информации, ориентированных на достижение целей и задач пользователей.
ИКТ технологии включают в себя разнообразные программные продукты , технические средства, которые ориентированы на решение задач в конкретной области деятельности.
Что касается системы образования, то применение ИКТ технологий способствует повышению качества образовательной деятельности и достижению целей и задач образования.
Рисунок 1. Влияние ИКТ на педагогические технологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
ИКТ технологии открывают широкие возможности для реализации образовательной деятельности учащихся. Их возможности ориентированы на создание наиболее оптимальных форм и методов организации учебно-воспитательной деятельности. Так, ИКТ технологии оказывают следующее воздействие на формы и методы образовательной деятельности:
- Использование мультимедийных технологий в качестве метода обучения. Мультимедийные технологии характеризуются разнообразием и многовариантностью применения в педагогическом процессе. Одну и ту же технологию можно использовать в качестве средства изучения разных учебных дисциплин, а также использовать на разных этапах учебного занятия и в качестве средства контроля знаний учащихся.
- Использование в образовательной деятельности метод проектного обучения. Он ориентирован на развитие навыков самостоятельного познания учащимися. Проектные технологии ориентированы на творческое развитие учащихся, раскрытие их потенциала, умение принимать на себя ответственность, делать выбор. Данные технологии предполагают комплексное воздействие на решение образовательных задач, основанное на проблемном подходе к организации образовательной деятельности, использовании творческой коллективной или групповой работы и опоре на личностного-ориентированную модель обучения.
- Изменение способа организации образовательной деятельности: теперь обучение основано на взаимодействии педагога и учащегося, каждый из которых выступает субъектом образования.
- Использование игровых методов обучения на всех уровнях и этапах образования. Игровые методы основываются на мультимедийных технологиях и помогают создать условия для более продуктивного запоминания и усвоения образовательной программы, подготовки учащихся к конкретному виду деятельности, к изучению определенной темы.
- Создание метода тестирования в качестве способа контроля знаний учащихся. Тестирование позволяет оценить успешность освоения учащимися образовательной программы за конкретный временной период за короткий временной промежуток. Тестирование характеризуется простой применения и доступностью понимания учащимися.
- Использование интернет-пространства для поиска информации. Сеть интернет содержит в себе огромные объемы информации, которая может быть использована в образовательной деятельности.
- Использование современных методов наглядного обучения. Такие методы ориентированы на преобразование наглядного представления данных в динамическое восприятие т.е. изучение различных объектов и процессов во времени и пространстве, отслеживание их изменений в разных временные периоды.
- Организация электронных библиотек. Они создаются с помощью компьютерных средств и компьютерных программ. Они упрощают доступ к учебной литературе и делают ее поиск простым и доступным.
Таким образом, следует отметить, что благодаря ИКТ упрощается доступ к информационным ресурсам. Все участники образовательного пространства могут свободно пользоваться разными электронными учебными пособиями и иной информацией, необходимой для организации образовательной деятельности и познания.
ИКТ обладают широкими, порой, даже, безграничными возможностями для проектирования методов обучения. Они позволяют упростить организацию обучения и повысить его эффективность.
Информатизация современного образования
Информатизация образования – это процесс внедрение в образовательную сферу деятельности информационных технологий и ресурсов, обеспечение их оптимального использования для построения методологических основ образовательной деятельности и достижения целей и задач образования.
Информатизация образования способствует:
- Совершенствованию механизмов управления образовательной деятельностью, посредством использования автоматизированных баз данных и распределения педагогической информации по разделам: научному, методическому, коммуникационному.
- Совершенствование методологии образовательной деятельности.
- Проектирование технологий образования и методов обучения, ориентированных на интеллектуальное, творческое развитие учащегося, формирование его гражданских начал и нравственных ориентиров деятельности.
- Развитию навыков самостоятельного познания и самостоятельного использования информационных ресурсов и ориентации в совокупности разнообразной образовательной информации.
- Разработке компьютерных обучающих программ, повышающих качество обучения и его результативность.
- Разработке компьютерных средств контроля образовательной деятельности: тесты, диагностирующие программы, контрольные игровые задания и т.д.
Рисунок 2. Влияние использования ИКТ на учителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Информатизация образовательной сферы является двусторонним процессом. Он связан с тем, что с одной стороны, образовательная сфера является активным потребителем информационных технологий и информационных баз данных, а с другой, система образования является активным производителем ИКТ. Причем, технологии, созданные образовательной системой могут быть активно использованы в других областях социального пространства и давать положительные результаты социально-экономическому развитию страны.
Следует отметить, что информатизация образования требует от педагогов и иных участников образовательной деятельности повышения информационной компетентности т.е. освоение основ работы с ПК и его программами. Также, информатизация образования способствует информационному развитию учащихся: повышение их компьютерной грамотности, расширение кругозора в информационном пространстве.
Информатизация образования ориентирована на создание условий использования индивидуального подхода в обучении, стимулирование самообразования и саморазвития, развитие креативного мышления и применение творческого подхода к решению образовательных и иных задач.