Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Компьютерная лингводидактика

Все предметы / Языкознание и филология / Компьютерная лингводидактика
Содержание статьи

Становление компьютерной лингводидактики

Определение 1

Компьютерная лингводидактика – это теория обучения языкам с применением новейших информационных технологий.

В связи с глубоким переосмыслением научно-технических и общественных процессов, осознанием роли информационно-комуникационных технологий (ИКТ) в образовательной сфере, они превращаются в решающий фактор развития системы образования, становятся основой формирования учебной среды нового типа.

Процесс информатизации образования включает широкое использование ИКТ в изучении всех предметов в начальной, основной и высшей школе, прежде всего, с целью коммуникативного и когнитивного развития, формирования творческих способностей и создания определенных условий для самообразования и саморазвития личности. Появление электронных средств, которые обеспечивают доступность знаний, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе индивидуализации обучения, интенсифицируют учебно-воспитательный процесс, что вызывает необходимость пересмотреть существующие методики обучения языкам – и родному, и неродному.

Объективно возникают и потребности в педагогах, подготовленных к применению ИКТ в формировании языковой, речевой и коммуникативной компетенций в различных звеньях языкового образования. Становится очевидным, что современный преподаватель языка должен обладать не только профессиональными знаниями предмета, но и глубоко осознавать роль компьютерных, сетевых, телекоммуникационных технологий в процессе языкового образования, быть осведомленным с различными формами, технологиями и подходами к изучению языка как родного, так как иностранного.

За последнее десятилетие в связи с интенсивным информационных сетей, а также программного обеспечения наблюдается динамичное развитие нового научного направления – компьютерной лингводидактики. Значительным вкладом в решение проблем компьютеризации обучения языкам стали исследования многих российских ученых:

  • А. Е. Азимова;
  • А. А. Атабекова;
  • М. А. Бовтенко;
  • А. Н. Богомолова;
  • М. Ю. Бухаркина и многих других.

А. Н. Богомолов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. А. Н. Богомолов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Они акцентировали внимание на психолого-педагогических, эргономических, дидактических и лингвометодических особенностях новых информационных технологий, путях внедрения этих технологий в процесс формирования коммуникативной компетенции личности, а также подготовки специалистов, способных эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии в обучении.

Как показывает анализ научной литературы, исследования зарубежных и отечественных ученых раскрывают различные аспекты, связанные с влиянием информационных технологий на формирование иноязычной культуры разработкой и путями их внедрения в учебный процесс. Так, ученые определяют место и типологию электронных ресурсов обучения иностранному языку, предлагают различные классификации компьютерных учебных материалов, определяют критерии оценки качества учебных программ.

Созданная теория дидактического проектирования информационной технологии обучения исследует проблемы выбора компьютерных и информационных средств обучения, определяет приемы и способы организации интеллектуальной деятельности школьников и студентов.

Соответственно, интенсивное развитие новых форм коммуникации и технологий обусловило появление нового направления в лингводидактике – компьютерной лингводидактики. Она является междисциплинарной и соответственно объединяет:

  1. лингвистические;
  2. дидактические;
  3. методические;
  4. информационные компоненты в единую систему.

Кроме того, она исследует особенности и закономерности развития процесса обучения языкам в новых условиях информационного общества.

Причем эта отрасль лингводидактики связана в основном с методическими аспектами преподавания иностранного языка. Такая несколько суженная трактовка роли и места компьютерной лингводидактики в системе изучения языков приводит к тому, что теоретико-практическая база в этом аспекте находится большей частью в зачаточном состоянии.

Направления компьютерной лингводидактики

В целом анализ теоретико-практической базы в аспекте использования информационно-коммуникационных технологий в обучении языку позволяет утверждать, что теоретические и прикладные аспекты в компьютерной лингводидактике представлены такими направлениями изучения:

  • методологические проблемы компьютерной лингводидактики;
  • психолого-педагогические проблемы создания и применения компьютерных учебных средств обучения языкам;
  • проблемы классификации учебных программ по языкам;
  • приемы структурирования содержания учебного языкового материала;
  • возможности и пути формирования языковой, речевой и коммуникативной компетенций на разных уровнях языкового образования и тому подобное;
  • экспериментальные исследования по созданию и использованию компьютерных обучающих программ в зависимости от цели, форм и содержания обучения, возрастных особенностей учащихся;
  • методы и приемы использования компьютерных учебных программ в зависимости от целей, задач, технологических преимуществ.

В условиях широкого использования новейших технологий в учебном процессе происходит усиление внимания к проблемам формирования готовности личности к жизнедеятельности в информационном обществе, повышение уровня информационно-коммуникационной культуры, ужесточение требований к профессиональной компетентности учителя, способного решать широкий круг профессиональных и других задач с использованием компьютера, коммуникационных технологий, в том числе мобильных телефонов, Интернета и т. д.

Поэтому, все это детерминирует формирование необходимых компетенций в области компьютерной лингводидактики. Ученые осознают необходимость подготовки высококвалифицированных учителей, преподавателей, имеющих высокий уровень информационной культуры (ИК), готовых применять информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе и управлении образованием, активно участвующих в процессе информатизации языкового образования.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис