Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблемы лингводидактики

Все предметы / Языкознание и филология / Проблемы лингводидактики

Проблема развития компьютерной лингводидактики

Определение 1

Проблемы лингводидактики – это главные неразрешенные вопросы в сфере обучения языкам, задающие направления исследований в рамках данной научной области.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс предусмотрено программой реформирования системы образования во всем мире и, безусловно, требует изучения и совершенствования. Именно этими вопросами занимается такая дисциплина как лингводидактика.

Стоит отметить, что в современном мире зачастую используется термин «компьютерная лингводидактика». Развитие компьютерной лингводидактики непосредственно связано с развитием информационных технологий, поэтому предметом ее исследования являются не только языковые, психологические, психолингвистические, методические проблемы лингводидактики, но и формально-содержательные компоненты новых информационных технологий.

Замечание 1

В связи с этим, трансформация традиционной лингводидактики в компьютерную является одной из основных проблем практического характера рассматриваемой научной области.

Различные аспекты этой проблемы изучали Д. Бэлл, Р. Бриена, П. Росс, А. Дэвид и много других. Как показывает анализ научной литературы, первые попытки использования ЭВМ при изучении языков в начале 60-х гг. были сделаны в США в Стэнфордском университете (Russian-Program) и Нью-Йоркском университете (Das deutsche Programm).

Д. Бэлл. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Д. Бэлл. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Позже, на рубеже 70-х гг., этой проблемой заинтересовались в странах Западной Европы, Японии и странах Латинской Америки. С середины 80-х гг. В США, Западной Европе и Японии вопрос компьютеризации преподавания языков приобретают особую актуальность в учителей-словесников, методистов и программистов.

Готовые работы на аналогичную тему

В середине 80-х годов формируется научное направление, занимающееся вопросами компьютерной поддержки обучения языкам, – Computer Assisted Language Learning (CALL). CALL определяют как подход к преподаванию языков, где компьютер является вспомогательным инструментом для представления и оценки материала. Американский ученый М. Леви рассматривает CALL как поиск и исследование методов использования компьютера в обучении в общем и преподавании языков частности.

Позже эти исследования легли в основу нового научного направления. Сам термин «компьютерная лингводидактика» впервые был предложен К. Пиотровской в 1991 году.

Замечание 2

Как известно, лингводидактика, или дидактика языка, исследует законы освоения любого языка независимо от того, является ли он родным или вторым.

Процесс овладения языком является предметом исследований психолога, психолингвиста, лингвиста и методиста. В то же время подойти к осмыслению этого процесса только с позиций той или иной отдельной дисциплины означает не получить полной картины.

В последние годы предмет исследования лингводидактики значительно увеличился, соответственно и толкование этого понятия стало шире, поскольку оно акцентирует внимание и на проблемах сетевого обучения языку.

Традиционные и современные проблемы теории обучения языкам

Кроме того, к традиционным проблемам лингводидактики относятся:

  • изучение родного языка во всех типах средних и высших учебных заведений, что является средством формирования и развития языковой личности, сознательного гражданина определенной страны;
  • обучение языку как направление на воспитание языковой личности – человека, который любит, знает и хранит родной язык, с уважением относится к нему как к языку своего государства, обладает его выразительными средствами, пользуется им в своей профессиональной деятельности и в повседневной жизни;
  • формирование и развитие языковой личности осуществляется в процессе овладения всеми видами речевой деятельности – аудированием, говорением, чтением и письмом, восприятием и производством речи;
  • обучение языка в личностном, когнитивном, коммуникативно-деятельностном, компетентностном, функционально-стилистическом и других аспектах;
  • учебно-воспитательный процесс языкового образования с эффективным применением традиционных и инновационных технологий;
  • обучение языку с опорой на краеведение, этнологию, этнокультурологию, этнопедагогику и этнопсихологию.

Дальнейшее развитие дистанционного обучения, совершенствование компьютерной учебного среды, автоматизированных обучающих систем, потребность в формировании профессиональной и мультимедиа компетенции на основе информационно-коммуникационных технологий – все это обусловило необходимость в дальнейшем развитии информатизации лингводидактики, усовершенствовании терминологического аппарата, уточнении предмета, объекта , задач исследования, разработки инновационных педагогических технологий в современной глобальной сети.

В конце последнего десятилетия с развитием информационных технологий, появлением сетевого обучения возникает новый термин для обозначения научной теории обучения иностранным языкам – электронная лингводидактика. Ввел этот термин в оборот в 2009 году русский ученый А. Гарцов. Это научная дисциплина, которая развивается вместе с эволюцией электронных средств, цифровых технологий и сетей передачи данных, целью которой является изучение закономерностей обучения языкам в современной информационной среде, их теоретической интеграции и практической реализации в системе инновационной языкового образования.

Электронная лингводидактика, помимо традиционных, выделяет особые проблемы, а именно:

  1. эффективность новейших форм обучения –дистанционного, обучения онлайн с элементами интерактивности и тому подобное;
  2. применимость новейших видов учебной деятельности: работа с аудио, работа с видео, создание презентаций, работа с компьютерными обучающими программами, электронное общение;
  3. актуальные средства обучения – аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, компьютерные программы, электронные книги, учебники, справочники, энциклопедии, словари, ресурсы сети Интернет, электронная почта, скайп-связь, виртуальный учебный комплекс.

Решение обозначенных проблем требует кардинальных изменений не только в разработке и внедрению новых средств, организационных форм и методов обучения, а также других подходов к подготовке специалистов. Несмотря на сложности, существующие причины, которые замедляют темп развития, лингводидактика развивается очень динамично.  

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анна Юрьевна Рашевская

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис