Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика лингводидактического описания речевого жанра

Оновные проблемы создания лингводидактической модели речевых жанров

Современная лингводидактика находится в поиске наиболее эффективных методов преподавания, обращаясь к теоретическим исследованиям в области коммуникативистики. Изучение дидактического потенциала речевых жанров является перспективным и востребованным направлением исследований в этой области. Несмотря на появление ряда работ, посвященных использованию речевых жанров в обучении русскому языку как иностранному, до сих пор нет единой теоретической базы, которая бы описывала лингводидактическую модель речевого жанра.

Выявление о писание существенных характеристик речевого жанра обусловливает успешность коммуникации в случае его использования говорящим или пишущим. Особое значение изучение жанров имеет в процессе усвоения традиционных жанровых форм, присущих иноязычной речевой культуре, поскольку несоблюдение требований в данной области может привести к коммуникативной неудаче. В связи с этим иностранец, изучающий русский язык, должен четко знать типовые речевые жанры, используемые в различных коммуникативных ситуациях, владеть их языковыми, стилистическими и композиционными особенностями преодоления коммуникативных барьеров. Однако успешное обучение иностранцев основам речевых жанров в коммуникативном аспекте невозможно без построения их рабочей лингводидактической модели.

При лингводидактическом описании жанров устной и письменной речи встает вопрос об объемах и границах такого описания. Очевидно, что в лингводидактике описанию подлежат не все жанры, а лишь наиболее продуктивные, часто используемые в коммуникации. Их можно назвать первичными, над которыми «надстраиваются» вторичные речевые жанры, имеющие производный характер.

Лингводидактическое исследование первичных жанров, используемых в повседневной коммуникации, базируется на понятии антецедентных жанров, которые известны говорящему (или пишущему) по его прошлому речевому опыту. Следовательно, при изучении иностранного языка говорящий не открывает для себя эти жанры заново, а приспосабливает имеющиеся знания к новой речевой ситуации. При этом в качестве одной из моделей усвоения жанров выступает перенос навыков, сформировавшихся в ходе освоения одного речевого жанра, на другой в ходе развития коммуникативного опыта.

Другой вопрос построения жанровой модели в лингводидактике связан с определением репертуара речевых жанров, которыми должен овладеть инофон в процессе обучения. Очевидно, что базу для формирования репертуара составляют жанры повседневного общения, этикетные жанры, связанные с особенностями национальной речевой культуры, а также профессиональные жанры, необходимые для осуществления общения в процессе трудовой деятельности.

«Методика лингводидактического описания речевого жанра» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Другим аспектом проблеме описания речевой модели жанра является выявление речежанровых компетенций, которыми обладает инофон, в области использования этого жанра в коммуникации, его композиционном строении, а также стилевых и иных особенностях.

Учитывая данные проблемы, которые стоят перед исследователем при построении лингводидактической модели речевого жанра, можно создать типологию речевых жанров и их характерных особенностей, которые используются в обучении.

Методика лингводидактического описания речевого жанра

Методические аспекты описания речевого жанра в лингводидактике включают:

  1. Общую характеристику жанра как дидактической единицы, содержащую информацию о сфере употребления, жанровой модели, основных жанрообразующих признаках.
  2. Приемы изучения жанровых особенностей, которые включают способы освоения инофонами речевого жанра. Существует несколько подходов к усвоению жанров: репродуктивный, основанный на усвоении и воспроизведении образцов; коммуникативный, связанный с освоением жанра в конкретном речевом событии; поисковый, который предполагает самостоятельное открытие жанровой природы коммуникативного события путем наблюдения за речевым материалом.
  3. Перечень требований, которые предъявляются к данному жанру в языковой среде его бытования. Эти требования касаются как сферы употребления жанра, его коммуникативных и композиционных особенностей, так и социокультурных черт, присущих данной разновидности речевого события.
  4. Выявление языковых особенностей изучаемого речевого жанра, которые складываются из анализа составляющих всех языковых уровней: от фонетического до стилистического. Инофону необходимо знать интонационные схемы, присущие данному типу коммуникации, особенности использование синтаксических конструкций, а также лексических средств, включая формулы национального речевого этикета.
  5. Описание типичных коммуникативных неудач, которые могут сопровождать использование речевого жанра, а также путей преодоления коммуникативных трудностей и барьеров.

Таким образом, методика лингводидактического описания речевого жанра базируется на выявлении тех его жанровых и языковых особенностей, которые можно использовать в обучении иностранцев русского языку.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot