Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pptx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Синтакисис. Общие вопросы.
1. Предмет синтаксиса.
2. Система синтаксических единиц.
3. Синтаксические связи и отношения.
синтаксической связи и построения синтаксичес
Рекомендуемая литература
1. Современный русский язык / под ред.
В.А. Белошапковой. - М., 1981.
2. Современный русский язык в трёх
частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю.
Максимов. - М., 1987.
3. Валгина Н.С. Синтакисис
современного русского языка. - М.,
1978.
4. Современный русский язык / под
ред. Д.Э. Розенталя. Ч. 2. Синтаксис.:
Предмет синтаксиса
Ситаксис – это раздел язы кознания,
предметом изучения которого является
синтаксический строй язы ка, т.е. его
единицы и связи и отношения между
ними.
В широком смы сле слова синтаксис
(греч.
Syntaxis
–
составление,
построение, строй) представляет собой
раздел грамматики, изучаю щий строй
связной речи.
Фундаментальны е понятия
синтаксиса
Понятия о системе синтаксисческих единиц,
о
синтаксисческих
отношениях,
синтаксических связях (и средствах связи) и о
грамматической (синтаксической) семантике
2. Система синтаксических единиц.
Синтаксические единицы - это конструкции,
в которых их элементы (компоненты)
объединены синтаксическими связями и
отношениями.
у иней налипнет на сосновых ветвях (Кедрин).
дложении - 7 слов, 5 словоформ, 5 членов предло
ая вечерняя роса должна была лечь на траву (А. Толсто
дложении - 8 слов, 7 словоформ, 5 членов предло
Таким образом, словоформы являются
строевыми
элементами
синтаксических
единиц:
словосочетания,
простого
предложения,
сложного
предложения,
сложного синтаксического целого, которые
являются
основными
синтаксическими
единицами
состав синтаксических единиц
словосочетание,
простое предложение,
сложное предложение,
сложное синтаксическое целое,
период
3. Синтаксические связи и отношения.
Синтаксические связи и отношения
между элементами (компонентами)
синтаксических единиц являются
основным признаком синтаксических
построений
Синтаксическая связь
во-первых,
является выражением взаимосвязи элементов в
синтаксической единице, то есть служит для
выражения синтаксических отношений между
словами,
во-вторых,
создает синтаксическую структуру предложения и
словосочетания,
в-третьих,
создает условия для реализации лексического
значения слова.
Основные виды (типы) синтаксической
связи
Подчинение передает отношения между
фактами объективного мира в виде такого
сочетания двух слов, в котором одно
выступает как главное, второе - как
зависимое.
Например: любить музыку, быстро бегать,
чудесный вечер
Основные виды (типы) синтаксической
связи
Сочинение передает отношения между
фактами объективного мира в виде
такого сочетания слов, в котором все
слова выступают как равноправные по
отношению друг к другу.
Например:
И зазвучали, зазвенели деревья, воздух и
луга (Яшин) - однородные члены
предложения
Синтаксисческая связь сочинение
Например:
Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь
иней зеленеет, и речка подо льдом блестит
(Пушкин) – сложносочиненное предложение
На базе основных типов связи в
лингвистической литературе
выделяется:
1) пояснительная связь („аппликация“ термин И.П. Распопова);
2) двунаправленная связь (дуплексивы);
3) детерминантная связь (связь
свободного присоединения или
свободного отношения).
Пояснительная связь
- это связь словоформ, при которой
второй компонент как бы
"накладывается" на первый и благодаря
этому уподобляется ему в
синтаксических отношениях с другими
компонентами предложения.
Пример аппликативной связи
Она выходила на улицу в стареньком,
очень потрепанном, платье.
Налево, у дороги, стояло одинокое
дерево.
Мой брат, инженер, работает на
заводе
Двунаправленная связь (дуплексивы)
характерна только для предложения, это
одновременная связь зависимой
словоформы с двумя другими
стержневыми для нее словоформами,
выражает определительные и
обстоятельственные, определительные и
объектные синтаксические отношения.
Пример дуплексивов
Уткнувшись лицом в полотенце, он
заплакал навзрыд, как плакал в этой
комнате, когда маленького его
несправедливо и жестоко наказывал
отец (Федин)
Детерминантная связь
- связь свободного присоединения
словоформы к предложению в целом,
выражает объектные и
обстоятельственные синтаксические
отношения.
Пример детерминантной связи
В писателе должны действовать
одновременно мыслитель, художник и
критик. Для большого писателя
мало знать родной язык.
(выделены объектные детерминанты)
Пример детерминантной связи
С балкона в комнату пахнуло
свежестью. В распахнутые окна дул
теплый ветер.
(выделены обстоятельственные
детерминанты)
Синтаксические отношения
есть те смысловые отношения, которые в
школьном синтаксисе квалифицируются как
грамматические
это
те
значения
отношения,
специфику
словосочетания,
которые
синтаксической
определяют
структуры
предложения, составляют значение членов
предложения,
значение
придаточных
предложений, значение сложносочиненных и
Лексическое и грамматическое
значения слов
Тёплый свитер
Раннее утро
Красивый цветок
„ предмет и его
признак“ определительны
е отношения
Петь песни
Лить слёзы
Учить уроки
„действие и
предмет“ объектные
отношения
синтаксические отношения
Предикативные
(подлежащее + сказуемое)
и непредикативные
(сочинительные и
подчинительные:атрибутивные,
объектные, субъектные,
обстоятельственные, комплетивные)
Предикативны е отношения
Координация
Соположение
Тяготение
Координация
подлежащее и сказуемое соотносят свои
формы друг с другом, вступают в
отношения предикативной
взаимозависимости, обе формы взаимно
обусловлены лексико-грамматическими
свойствами этих слов.
Координация
Например: Осень дождливая. Ночь
темная. Я еду. Она слушает. Туман
окутал город.
Соположение словоформ
Подлежащее и сказуемое не
уподобляются друг другу, связь между
ними формально оказывается не
выраженной.
Например: Ребёнок без пальто. Мать
дома. Мы за демократию.
Тяготение
Именная часть сказуемого соотносится с
подлежащим через посредство третьего
компонента. Такая связь
обнаруживается при двойном
отношении: прилагательное связано и с
глаголом и с именем (или местоимением)
Например: Отец вернулся весёлый
(весёлым). Сестра лежала больная.
Средства синтаксической связи и
построения синтаксических единиц.
словоформы,
служебные слова,
типизированные лексические элементы,
интонация,
порядок слов
Словоформы
- минимальные синтаксические
построения, обслуживающие смысловую
сторону синтаксических построений, а
элементами словоформ являются
окончания и предлоги.
Союзы
связывают между собой однородные
члены предложения, части сложного
предложения и компоненты сложного
синтаксического целого, выражают их
грамматические значения.
Частицы
могут образовывать нечленимые
предложения, оформлять
синтаксические значения предложений,
членов предложения, выделять
смысловой центр высказывания
типизированные лексические
элементы
местоименные слова (вопросительные,
относительные, указательные - кто,
что, который, где, куда, этот, тот,
такой, там, туда, поэтому и т.п.),
лексико-семантические группировки
знаменательных частей речи
Порядок слов
определяется семантическими и
структурными факторами. В русском
языке порядок слов бывает двух типов:
прямой (фиксированный) и
инверсионный (свободный)
интонация
Составными элементами интонации
является мелодика речи, ритм, темп,
логическое ударение, которое выделяет в
предложении информативный центр.
В построении синтаксических
конструкций обычно участвует
несколько средств
Например: Дуэль! Только этот разряд
убийственной силы мог стремительно
восстановить нравственное равновесие
(Д. Шеваров) – частица, указательное
местоимение, контекстные синонимы
Практическое задание по теме
„ Синтаксические связи и отношения“
1. Образованный – это тот, кто многому учился и много
знает. Но и этого мало, надо ещё быть хорошо
воспитанным. А знаешь ли, что это слово означает?
Хорошо воспитанный – это тот, кто умеет жить с
другими людьми, умеет с ними хорошо ладить, кто умеет
быть внимательным, ласковым, добрым, кто умеет
заставить уважать и любить себя, у кого простые и
хорошие манеры, кто не позволит обидеть себя и других,
но и сам никого не обидит без причины (Ст.).
Воспитанные люди уважают
человеческую личность, а потому всегда
снисходительны, мягки, вежливы,
уступчивы… Живя с кем-нибудь, они не
делают из этого одолжения, а уходя, не
говорят: «С вами жить нельзя!» Они
болеют душой и от того, чего не увидишь
простым глазом. Они чистосердечны и
боятся лжи, как огня, не лгут они даже в
пустяках (Ч.).
Понимаешь, мама, я учитель. Видишь, я
вхожу, бледнея, в класс. Это мне решили
поручить их, сорок душ и восемьдесят
глаз. Может, в сердце боль или
тревога, может, не везет пока в любви –
все равно у школьного порога
оставляй все горести свои (Ош.).
Молодым можно быть и в довольно
пожилом возрасте, и можно в самом
раннем страдать собачьей старостью –
дело не в количестве лет, а в количестве
творческих сил (Лун.).