Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Современный русский язык: синтаксис сложного предложения

  • 👀 341 просмотр
  • 📌 307 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Современный русский язык: синтаксис сложного предложения
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Современный русский язык: синтаксис сложного предложения» docx
Технологическая карта учебного занятия по дисциплине «Современный русский язык: синтаксис сложного предложения» Лекция №1. Тема: Структурно-семантическая классификация СПП по Валгиной. СПП нерасчлененной структуры. Вид занятия: теоретическое (лекция-беседа – это наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения слушателей в учебный процесс, она предполагает максимальное включение обучающихся в интенсивную беседу с лектором путем умелого применения диалога. В этом случае средствами активизации выступают отдельные вопросы к аудитории). Тип занятия: усвоение новых знаний Цель занятия – сформировать у студентов представление о структурно-семантической классификации сложноподчиненных предложений, изучить ее, узнать о СПП нерасчлененной структуры. Развитие навыков синтаксического анализа сложного предложения как единицы синтаксиса. Формирование умений использования полученных теоретических сведений и практических навыков в системе школьного преподавания русского языка. После изучения темы студент должен знать: • СПП нерасчлененной структуры; • Виды придаточных предложений, относящихся к СПП нерасчлененной структуры; • Союзы, союзные слова и вопросы видов придаточных в СПП нерасчлененной структуры. Содержание: понятие о СПП нерасчлененной структуры, придаточных присубстантивно-определительных, придаточных местоименно-определительных, придаточных изъяснительных, придаточных образа действия, придаточных меры и степени. Время: 90 мин. Место проведения: аудитория. Методика проведения занятия: объяснительно-иллюстративная. Планируемый результат: сформированность представлений студентов о СПП нерасчлененной структуры. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: общекультурные: - владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); - способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6); - готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); - готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); профессиональные: - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); - способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); - владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); специальные: - способность к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка (СК-1); - способность выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций (СК-2); - владение основными понятиями о функциях языка, соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка (СК-3); - способность ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития (СК-5); - владение навыками грамотного письма (СК-15). Средства обучения: Для проведения занятий используются аудитории, укомплектованные специализированной мебелью и техникой, отвечающей всем установленным нормам и требованиям. Видеоматериалы: Видеоурок учителя русского языка и литературы высшей категории Малыхиной Елены Анатольевны «Сложноподчиненное предложение» https://www.youtube.com/watch?time_continue=619&v=fKbiwbwU1b8&feature=emb_title Учебная литература: 1. Носовец С.Г. Синтаксис современного русского языка: контрольные вопросы и практические задания / С.Г. Носовец. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 51 с. 2. Современный русский язык / Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. – 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с. 3. Современный русский язык. В 3-х частях / Шанский Н.М., Бабайцева В.В. и др. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: 1987.; Ч.1 - 192с., Ч.2 - 256с., Ч.3 - 256с. 4. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения: сборник упражнений / Л. А. Вараксин. - Москва: Издательство «Флинта» 2017. – 185 с. 5. Современный русский язык: Синтаксис: Учебник / Н.С. Валгина. — 4-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 2003 — 416 с. 6. Синтаксис современного русского языка / Акимова Г.Н., Вяткина С.В. и др. – СПб.: СПбГУ; М.: 2009. - 346 с. 7. Синтаксис современного русского языка / Кустова Г.И., Мишина К.И., Федосеев В.А. – М.: 2005. - 256 с. Ход занятия № Этап занятия Деятельность преподавателя Деятельность студента Время 1. Организационный момент. Проверка присутствующих студентов, их готовности к занятию. Подготовка рабочих тетрадей к дальнейшей работе. 5 мин 2. Актуализация и мотивация учебной деятельности студентов. Стимулирует познавательный процесс студентов. Знакомит с целями и этапами занятия. - Вспомним, о чем мы говорили на прошлых занятиях. - Сегодня мы обратим внимание на структурно-семантическую классификацию СПП по Валгиной. И, исходя из этого, определим цели и этапы данного занятия. Какова же наша цель? Знакомятся с целями и этапами занятия, включаются в диалог. - О том, что такое СПП, о различных классификациях. - Познакомиться со структурно-семантической классификацией СПП. 10 мин 3. Актуализация базовых знаний студентов. Фронтальный опрос. Задает вопросы по изученному ранее материалу. - Что такое СПП? - Какие 3 основные принципа выделяли в синтаксисе для классификации СПП? - Чьи фамилии связаны с принципами классификации СПП? - Кто впервые ввел термин «придаточное предложение»? Отвечают устно на поставленные вопросы. - СПП – СП, части которого связаны между собой подчинительной связью, которая выражается с помощью союзов и союзных слов. - В истории синтаксиса было 3 основных принципа: 1. смысловой (логико-грамматический); 2. формально-грамматический; 3. структурно-семантический. - Первым по времени в русской синтаксической науке был принцип классификации СПП на основе их уподобления членам простого предложения. Понимание придаточного предложения как развернутого члена простого предложения впервые выдвинул А.Х. Востоков в 1851г. Таких же взглядов придерживался Н.И. Греч, который дал 1-ую классификацию придаточных предложений. Самый законченный логический вид эта классификация получила в трудах Буслаева. Пешковский, Булаховский, Петерсон отдавали предпочтение формально-грамматической классификации СПП. Богородицкий подверг критике традиционную классификацию Буслаева. Идеи Богородицкого послужили толчком для создания современной структурно-семантической классификации, основоположником которой является Поспелов. - А.Х. Востоков впервые ввел термин «придаточное предложение. 5 мин 4. Изложение нового материала. Лекция-визуализация. Объясняет студентам новый материал, сопровождает объяснение высоким уровнем наглядности. - Отлично, теперь мы можем перейти к изучению новой темы. Исходя их того материала, который мы с вами сейчас вспомнили и обсудили, о чем мы поговорим на этом занятии? - Верно. У Н.С. Поспелова, конечно же, были последователи и ученики. Это Белошапкова, Ильенко, Максимов, Бабайцева, Валгина. Они развивали и детализировали структурно-семантическую классификацию. И сегодня мы начнем ее изучение. По тому, к чему относится придаточная часть, выделяются 2 группы сложноподчиненных предложений: 1. Сложноподчиненное предложение нерасчлененной структуры; 2. Сложноподчиненное предложение расчлененной структуры. - Сложноподчиненное предложение нерасчлененной структуры - это предложение с присловной зависимостью придаточной части; в таких предложениях придаточная часть распространяет 1 слово (словосочетание) как лексико-морфологическую единицу. А в предложениях расчлененной структуры придаточную часть распространяет обычно все главное предложение как синтаксическую единицу. Схема на слайде. - Сегодня мы поговорим только о СПП нерасчлененной структуры. Первое – это СПП нерасчлен. структуры с придаточным определительным. Эти предложения представляют собой структуры с тесно спаянными частями, что объясняется присловной зависимостью придаточного предложения. В большинстве случаев прид-ые определит-ые относятся к именам существительным главной части (такие придаточные называются присубстантивно-определительные); значительно реже придаточные могут относиться к местоимению (местоименно-определительные). Присубстантивно-определительные придаточные распространяют существительное в главной части, отвечают на вопрос какой?, присоединяются союзными словами «который, какой, кой, чей, что, где, куда, откуда, когда», а также с помощью союзов «чтобы, как, словно, как будто, как если бы, будто, как словно, точно». Самое общее значение определительности передается союзными словами «который, что». Например: Дорога идет вдоль тайги, которая шумит на разные голоса». Союзное слово «какой» употребляется с дополнительным оттенком уподобления, сравнения. Например: По ее щекам потекли капельки, какие бывают на окнах во время дождя. Союзное слово «чей» имеет доп. оттенок принадлежности. Н-р: Я думал о том человеке, в чьих руках была моя судьба. Союзные слова «где, куда, откуда» вносят доп. пространственный оттенок значения. Н-р: Деревня, где скучал Онегин, была…». Союзное слово «когда» вносит временной оттенок значения. Придаточные с этим союзным словом допустимы только при существительных со значением времени. Н-р: День, когда мы встретились, я не забуду никогда. [сущ. , (когда) , ]. Союзы «словно, будто, как будто, точно» вносят в значение придаточной части оттенок сравнения. Н-р: Тихое утро было наполнено такой свежестью, будто воздух промыли родниковой водой. Присубстантивно-определительные придаточные могут находиться либо в постпозиции, либо в интерпозиции. В свою очередь присуб.-определит. придаточные по своему строению и значению делятся на 2 типа: 1) придаточные, в которых выражены атрибутивно-выделительные отношения; 2) придаточные, в которых выражены атрибутивно-распространительные отношения. Атрибутивно-выделительные отношения возникают в предложениях, где в главной части присутствует структурно необходимое указательное местоимение. Придаточные с атрибутивно-выделительными отношениями помогают выделить данный предмет из ряда других. Н-р: Я прочитал ту книгу анекдотов, которую мне посоветовали. Атрибутивно-распространительные отношения возникают тогда, когда придаточное относится к существительному, которое находится в главной части. В таких случаях придаточное необходимо не для выделения предмета, а для сообщения о нем чего-либо нового. В главном предложении, как правило, отсутствуют указательные слова, и их даже нельзя вставить. Н-р: В одном месте мы спугнули журавлей, которые с печальным криком полетели дальше. Местоименно-определительные придаточные отвечают на вопрос какой? (вопрос является условным), присоединяются к указательным или определительным местоимениям главной части. Часто средством связи в таких предложениях являются не только союз и союзное слово, а сочетание указательного слова и подчинительного союза и союзного слова: [тот], (кто); [то], (что); [такой], (какой); [такой], (каков). Местоименно-определительные придаточные могут присоединяться с помощью союзных слов «кто, который, чей, какой, каков, что» и с помощью союзов «что, словно, будто, как, как будто». В предложениях, где есть союзы (словно, будто, как будто) имеется доп. оттенок сравнения. Н-р: Вид у него был такой, будто его кто-то обидел. В предложениях, где в главной части есть местоимения «такой, таков» дается качественная характеристика лица/предмета. Н-р: Он был такой, что с ним не хотелось говорить. Второй вид – СПП нерасчлен. структуры с придаточным изъяснительным. СПП с изъяснительной придаточной частью – это СПП с присловной зависимостью, особенностью которых является обязательная неполнота (структурная и смысловая) главной части, требующей восполнения своего содержания, с придаточными, отвечающими на любой падежный вопрос и присоединяемые союзами «что, чтобы, будто, как словно, пока, если бы, как будто, ли (союз-частица), а также с помощью союзных слов «где, куда, откуда, как, сколько, насколько, почему, зачем, который, какой, кто, что». Наличие изъяснительной придаточной части объясняется семантической природой распространяемого слова. Функция изъяснительной придаточной части заключается либо в описательной замене отсутствующего в главной части члена предложения (подлежащего/ дополнения), н-р, «Я хочу, чтобы он пришел» (главное слово «хочу» требует распространения, восполнения незамещенной синтаксической позиции прямого дополнения. Эту функцию выполняет придаточное изъяснительное); либо в конкретизации, наполнением содержанием определительного или указательного местоимения в главной части. Н-р: Он спросил меня о том, что я собираюсь делать (местоимение в главной части необязательно). Придаточное изъяснительное прикрепляют к определенным словами в главной части, которые нуждаются в изъяснении. Это могут быть глаголы, прилагательные, слова категории состояния, существительные, способные к управлению. Эти слова обозначают процессы речи, мысли, восприятия, различные чувства и внутренние состояния, в том числе и модальные, различные побуждения. Сюда же относятся слова со значением бытия, начала, конца действия. Н-р: говорить, рассказывать, писать, читать, видеть, слышать, слышаться, казаться, заметить, узнать, понимать; известно, ясно, доказано, страшно; согласен, убежден, доволен, виноват (прилаг. со значением эмоций и воли); достойный, уверенный; слух, сообщение, желание (сущ. со значением восприятия, состояния мыслительной деятельности). Н-р: Ему казалось, что вокруг никого не было. Он хотел, чтобы его любили. Мысль, что скоро ему придется уехать, не отпускала его. Нуждаются в изъяснении и некоторые фразеологические обороты: дать слово, сделал вид, иметь в виду, страх берет. Н-р: Он сделал вид, что не замечает его. Придаточные изъяснительные обычно помещаются после главной части или в середину, но всегда после слов, к которым они относятся. Если придаточное изъяснительное стоит в препозиции, то это создает инверсию, что свойственно разговорному стилю. Н-р: Что волки жадны, - всякий знает. В зависимости от своего строения и грамматического значения СПП с изъяснительным придаточным делятся на 2 вида: 1) предложения с союзным подчинением; 2) предложения с относительным подчинением (при помощи союзных слов). Предложения с союзным подчинением. Придаточные с союзом «что» содержат сообщение о реально существующем факте. Н-р: Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна. Близок по значению к союзу «что» союз «как», употребляется только при словах, обозначающих восприятие или мыслительную деятельность. Н-р: Помню, как я стоял на палубе корабля. Союзы «будто, как будто, словно, будто бы, как бы» вносят в придаточную часть оттенок предположительности, неуверенности в сообщаемом факте. Н-р: Ей кажется, будто со всех сторон ее окружают враги. Содержание придаточной части с союзом «чтобы» не как нечто реальное, а как желательное / нежелательное. Н-р: Я хочу, чтобы песни звучали. Союз «если бы» вносит в придаточную часть оттенок условия. Н-р: Неплохо было бы, если бы он вернулся рано. Союз-частица «ли», употребляемая после знаменательного слова, указывает на предположение с оттенком неуверенности. Н-р: Они не знали, скоро ли кончится их поход. Союз «пока» вносит временной оттенок значения. Н-р: Они не стали дожидаться, пока наступит рассвет, и двинулись в путь. Предложения с относительным подчинением (союзные слова). Осложняются добавочными оттенками значений, вносимых лексическими значениями этих слов. Союзные слова «кто, что, что за» сосредотачивают внимание на субъекте или объекте действия. Н-р: Жители не знали, ЧТО это ЗА люди. Придаточная часть с помощью союзных слов «какой, который, каков» содержит указание на качество, разновидность предметов, порядок их выбора. Н-р: Мы не знали, в которую сторону идти. Союзное слово «чей» указывает на принадлежность предмета. Н-р: Никто не знает, ЧЬЯ рука положила эти цветы. «Где, куда, откуда» придают оттенок пространственного значения. Н-р: Он пошел узнать, где находятся немцы. «Когда» - доп. оттенок временного значения. Н-р: Все ждали, когда на сцену выйдет великая балерина. «Как» - характер действия, способ его совершения. Н-р: Я спросил, как мы будем выбираться из этого завала. «Сколько, насколько» - значение меры и степени. Н-р: Кто знает, сколько еще страданий придется нам испытать. «Отчего, почему» - причинный оттенок. Н-р: Понятно, почему автобусы не ходят. «Зачем» - целевой оттенок. Н-р: Юноша совершенно забыл, зачем он здесь. Употребление соотносительных слов в изъяснительной придаточной части. СПП с изъяснительной придаточной частью может иметь в главной части соотносительные слова. Они могут использоваться в целях усиления, выделения, подчеркивания объекта речи, мысли, чувства. В случае употребления соотносительных слов в главной части предложения, возникают трудности определения типа придаточного: изъяснительное или местоименно-определительное? Существует несколько способов отличить эти придаточные предложения: 1. Придаточное обычно квалифицируется как изъяснительное, если местоименно-указательные слова подвергаются грамматикализации, утрачивают свой реальный смысл и выступают лишь в служебной роли (обеспечивают связь предикативных частей). Сравнить: Началось то, чего все опасались (то=драка, паника; местоименно-определительное придаточное). Все началось с того, что Катя пожаловалась на своих товарищей (изъяснительное придаточное). 2. В придаточных изъяснительных местоименно-определительное слово не является конструктивно необходимым, т.е. оно факультативно; в местоименно-определительных придаточных оно обязательно для структуры предложения. Н-р: Приятно было вспомнить [то], что недалеко живут наши старинные друзья. 3. В некоторых предложениях местоим. слово можно заменить более конкретным местоимением «все». Если такая замена возможна, то придаточное или «все то» относят к местоименно-определительному типу; если служебное «то» такой замене не поддается, то это изъяснительное придаточное предложение. Н-р: Я имею право говорить о нем то, что думаю (местоим-определит.). Он не говорил о том, что собирался делать (изъяснит.). Тем не менее, зачастую нельзя найти падежного критерия для разграничения подобных типов придаточных. Поэтому многие исследователи предлагают воспользоваться «переходным» термином «изъяснительно-определительные придаточные». Третий вид – СПП нерасчлен. структуры с придаточными образа действия, меры и степени. К предложениям нерасчлененной структуры относятся предложения с придаточными образа действия, меры и степени. Они отвечают на вопросы как? каким образом? насколько? в какой мере? до какой степени? и содержат указание на образ или способ совершения действия, степень качества, о которых говорится в главном предложении. Придаточное прикрепляется к главному с помощью союзов «как, что, чтобы, словно, точно» и союзных слов «насколько, поскольку». В придаточных предложениях образа действия на переднем плане качественный оттенок, а меры и степени – количественный. Качественно-количественные значения часто бывают малодифференцированными. Н-р: Они говорили так, чтобы их не было слышно (придаточное образа действия). Они говорили так тихо, что их не было слышно (придаточное меры и степени). Особенностью данных типов придаточных является наличие в главной части соотносительных местоимений «так (такой), до того, до такой степени, столько, настолько» и др. Таблица на слайде. Конспектируют материал. - О классификации СПП, а именно – о структурно-семантической классификации. - А что же означает СПП нерасчлененной структуры и СПП расчлененной структуры? - Какие же бывают виды СПП нерасчлененной структуры? - В какой позиции присубстантивно-определительные придаточные могут находиться по отношению к главному предложению? - И как отличить предложения с атрибутивно-выделительными отношениями от предложений с атрибутивно-распространительными отношениями? - Как отличить придаточное изъяснительное с соотносительными словами от придаточного местоименно-определительного? 57 мин 5. Закрепление материала. Контроль усвоения знаний. Фронтальный опрос. Задает вопросы по изученному материалу. Корректирует ответы. - Мы сегодня хорошо поработали, теперь закрепим материал. - Какие 2 группы СПП выделяются по тому, к чему относится придаточная часть? - Чем отличаются СПП нерасчлененной структуры от СПП расчлененной структуры? - Какие виды придаточных относятся к СПП нерасчлененной структуры? - На какие виды делится придаточное определительное? - Какие трудности могут быть при определении придаточного изъяснительного? Отвечают устно на поставленные вопросы. - СПП нерасчлененной структуры и СПП расчлененной структуры. - В СПП нерасчлененной структуры придаточная часть распространяет одно слово или словосочетание из главного как лексико-морфологическую единицу, а в СПП расчлененной структуры придаточная часть обычно распространяет все главное предложение как синтаксическую единицу. - К СПП нерасчлененной структуры относятся придаточные изъяснительные, определительные, образа действия, меры и степени. - Придаточное определительное делится на присубстантивно-определительное придаточное и местоименно-определительное придаточное. - Могут возникнуть трудности при наличии соотносительных слов в придаточном изъяснительном, его можно перепутать с местоименно-определительным придаточным. 5 мин 6. Рефлексия Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей. Обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов. 5 мин 7. Итоги занятия. Оценивает работу группы, дает домашнее задание. - Вы хорошо поработали, спасибо. Повторите дома изученный материал, чтобы быть готовыми к практическим и лабораторным занятия, а также к последующему тестированию. Записывают задание на дом. 3 мин
«Современный русский язык: синтаксис сложного предложения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Евсеева И. В., Лузгина Т. А., Славкина И.А., Степанова Ф.В.
Автор(ы) Шмелева Т. В.
Смотреть все 183 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot