Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие навыков монологической речи при проведении риторического турнира на занятиях по РКИ

Риторический турнир и его роль в преподавании РКИ

Практико-ориентированный подход к преподаванию РКИ заключается в ориентации на развитие коммуникативных навыков в различных видах продуктивной творческой деятельности. Однако на пути преподавателя встают различные сложности, обусловленные разными причинами, в том числе нежеланием участвовать в коммуникации на занятии, наличием психологических барьеров, страхов, препятствующих общению на другом языке. Все эти причины существенно тормозят речевое развитие. Кроме этого, многие формы работы на уроке не стимулируют участников занятия активно общаться, ориентируя их в основном на репродуктивные виды речевой деятельности (пересказ, построение монологических высказываний по образцу). Поэтому преподавателю РКИ необходимо решать сразу несколько задач:

  1. Мотивировать учащихся к общению в процессе работы на занятиях.
  2. Искать эффективные методы и формы работы, которые способствуют развитию коммуникативных навыков.
  3. Преодолевать страх учащихся перед публичным выступлением.
  4. Развивать культуру устной речи.

Все эти задачи, носящие комплексный характер, не могут быть решены использованием только традиционных форм работы на уроке. Поэтому педагогу необходимо внедрять новые форматы проведения учебных занятий, стимулирующие учеников развивать коммуникативные навыки. Одной из таких форм является риторический турнир, который соединяет активное коммуникативное и речетворческое начало.

Определение 1

Риторический турнир по РКИ представляет собой нетрадиционный формат организации учебного занятия, при котором учебное взаимодействие организуется в форме командно-соревновательной игры, направленной на развитие навыков свободного общения на русском языке.

«Развитие навыков монологической речи при проведении риторического турнира на занятиях по РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Риторический турнир выступает как разновидность дидактической игры с элементами учебного диспута. Задача учащихся - максимально полно изучить источники по теме, составить план выступлений, подготовить аргументы и контраргументы по обсуждаемой проблеме, актуализировать сведения в области культуры речи, речевых жанров, грамматики и лексики, необходимые для создания развернутых высказываний.

Риторический турнир представляет собой разновидность учебной дискуссии по заранее определенной теме. Кроме этого, в перечень заданий для участников турнира могут входить и заранее не запланированные задания, направленные на проверку уровня развития коммуникативных навыков.

К перечню тем, которые могут использоваться для организации риторического турнира, можно отнести темы в области образования, охраны окружающей среды, прогресса и его влияния на человечество, культуры и ее роли в жизни людей. Заранее определенная тема помогает изучить дополнительную литературу, подобрать аргументы для подтверждения своей позиции, правильно оформить речевые высказывания в соответствии с требованиями учебной дискуссии. Помимо хорошего знания темы, учащиеся должны продемонстрировать в целом достаточно высокий уровень речевого мастерства: уверенную манеру речи, владение голосом и интонацией, грамотное использование невербальных средств коммуникации.

Развитие навыков монологической речи при проведении риторического турнира на занятиях по РКИ

Методика организации риторического турнира включает несколько этапов:

  1. Определение целей и задач мероприятия, а также их соотнесение с текущими задачами обучения. Очевидно, что турнир целесообразно проводить в конце изучения большой темы или раздела, чтобы обобщить и систематизировать знания и навыки по теме.
  2. Планирование мероприятия, отбор его содержания, методов и приемов стимулирования речевой активности исходя из уровня подготовки учебной группы.
  3. Информирование учащихся о мероприятии, предварительная подготовка к нему (выбор спикеров, распределение коммуникативных ролей, изучение литературы по теме).
  4. Проведение мероприятия с участием обучающихся.
  5. Анализ и рефлексия результатов организации и проведения риторического турнира. Оценка его эффективности и востребованности в работе с учащимися.

Большую роль играет разработка сценария на этапе планирования, поскольку от содержательного наполнения сценария во многом зависит эффективность мероприятия, его интерес для учащихся. Сценарий должен иметь гибкую структуру, сочетая элементы заранее подготовленных высказываний и речевой импровизации.

Сценарий риторического турнира должен включать несколько этапов:

  1. Разминку, которая помогает командам включиться в процесс обсуждения темы, актуализировать речевые навыки. В качестве разминки преподаватель может предложить чтение и обсуждение фрагментов статьи на тему дискуссии, работа с утверждениями по тексту или выполнение мини-теста.
  2. Следующий этап – презентация команд, который показывает результаты совместной работы по формированию образа команды (название, эмблема, девиз).
  3. Основу турнира составляют задания, направленные на демонстрацию навыков свободного общения в различных ситуациях. Для этого используются разные конкурсы. Например, конкурс «Домашнее задание» показывает уровень подготовки команды к обсуждению заранее определенного вопроса, проблемы. Он может быть организован как выступление команд с защитой небольшого проекта по теме турнира.
  4. Завершение командного состязания.

На основном этапе турнира используются различные конкурсы, в том числе и творческого характера:

  1. Конкурс чтецов, направленный на проверку сформированности навыков выразительного чтения.
  2. Конкурс редакторов, который предполагает корректуру и редактуру текста выступления с последующей защитой в устном выступлении.
  3. Конкурс переводчиков, который ориентирует учащихся на изменение стиля исходного текста и представление его в новом функционально-языковом формате.
  4. Конкурс языковедов, который оценивают уровень владения нормами в области произношения и ударения, употребления слов, образования их форм, построения предложений.
  5. Конкурс литераторов, который направлен на демонстрацию навыков письменной речи. Учащиеся получают задание написать письмо другу, создать креативный пост для социальной сети, придумать текст для социальной рекламы и проч.

В конце риторического турнира подводятся итоги конкурсов, определяются победители, отмечаются сильные и слабые стороны конкурсантов.

Замечание 1

Во время проведения турнира необходимо обеспечить атмосферу сотрудничества, взаимного уважения, доверия, что способствует свободной коммуникации участников.

Преподаватель, организующий турнир, выполняет функцию модератора, направляя ход коммуникации и способствуя разрешению проблемных ситуаций. Целесообразно вести видеозапись мероприятия, чтобы потом пересмотреть ее с учащимися, проанализировать их выступления и исправить ошибки.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot