Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование онлайн-инструментов редактирования текстов в преподавании русского языка

Виды онлайн-инструментов и их место в обучении редактированию текстов

Редактирование текстов – необходимое умение, которым должен обладать выпускник школы после завершения языкового образования. Это понятие включает в себя умение находить ошибки и исправлять их, корректировать речевые недочеты, осуществлять стилистическую правку текста. Однако не всегда школьнику удается самостоятельно справиться с такой задачей, так как объем учебных текстов возрастает, а сроки, отводимые на их подготовку, сокращаются. Ученик сталкивается с необходимостью готовить сообщения, рефераты, писать эссе на различные темы, и эти тексты нуждаются в проверке и редактировании. В этой ситуации важно обучить ребят использовать онлайн-инструменты редактирования текстов, которые могут помочь, но не заменить традиционные формы работы с текстом.

Использование онлайн-инструментов редактирования текстов позволяет:

  1. Повышать информационную культуру учеников, а также развивать их компьютерные компетенции.
  2. Использовать автоматические сервисы для решения практических коммуникативных задач.
  3. Контролировать процессы создания текстов и их языкового наполнения.
  4. Повышать грамотность и развивать языковые компетенции.

Основные виды онлайн-сервисов для редактирования текстов:

  1. Инструменты коррекции правописания: позволяют исправлять орфографические ошибки и опечатки. Некоторые сервисы также содержат встроенные инструменты проверки пунктуации.
  2. Сервисы редактирования стиля и поиска речевых недочетов: помогают избавиться от тавтологии, плеоназма, неуместных оборотов, стилистических недочетов и проч.
  3. Инструменты совершенствования языкового оформления текста (синонимайзеры).
  4. Сервисы проверки уникальности текстов, которые позволяют выявить наличие плагиата.
  5. Сервисы технического редактирования (автоматическая замена символов и проч.).

Использование онлайн-инструментов редактирования текстов в преподавании русского языка

«Использование онлайн-инструментов редактирования текстов в преподавании русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В обучении русскому языку онлайн-инструменты редактирования текстов целесообразно использовать для организации самостоятельной работы учеников над текстами сочинений, эссе, докладов, рефератов. Применение этих сервисов должно сопровождаться предварительной подготовкой:

  1. Сначала учитель на уроке знакомит учеников с сервисами редактирования, их возможностями и ситуациями, когда их целесообразно использовать.
  2. На конкретном примере показывает, как использовать эти сервисы при редактировании определенных текстов или при решении языковых задач (например, подбор синонимов, поиск и исправление орфографических ошибок).
  3. Формулирует алгоритм рациональной работы с сервисом при его использовании в процессе самостоятельной работы.

При работе с автоматическими сервисами редактирования текстов следует иметь в виду, что механизмы анализа текстов, заложенные в их программу, не всегда корректны при решении тех или иных задач, поэтому учеников необходимо настраивать на то, что автоматическая проверка не заменит полноценного самостоятельного редактирования текстов человеком. В связи с этим обращение к таким сервисам необходимо на этапе первичного редактирования, когда необходимо исправить опечатки, незначительные ошибки в написании, в то время как редактирование языка и стиля требует серьезной самостоятельной работы.

При организации работы с онлайн-инструментами редактирования текстов учителю необходимо не просто дать ученикам задание отредактировать текст, но продумать систему упражнений, с помощью которых эти сервисы будут включены в отработку языковых навыков. Можно использовать следующие варианты заданий:

  1. Проверь текст на наличие орфографических ошибок самостоятельно, затем с помощью автоматического сервиса проверки правописания. Сравни результаты и определи, какие ошибки были пропущены.
  2. Отредактируй речевые навыки, затем сравни результаты своей проверки с результатами работы автоматического сервиса.
  3. Проанализируй синонимы к слову, которые подобраны синонимайзером. Объясни разницу в их значении и употреблении.
  4. Составь предложения с многозначным словом, употребив его в разных значениях. С помощью синонимайзера подбери синонимы к этому многозначному слову и ответь на вопрос: «В каких контекстах можно заменить приведенное тобой слово синонимами, а в каких нет?».
  5. Проанализируй результаты автоматической правки текста, подумай, какие виды ошибок не были исправлены, отредактируй их.
  6. Проверь уникальность текста с помощью автоматического сервиса, отредактируй содержание текста таким образом, чтобы уникальность повысилась.

Данные задания обладают конкретной учебной направленностью, поэтому способствуют языковому развитию, совершенствованию речевых навыков и способов работы с текстом.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot