Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Приёмы нарративного дизайна в преподавании русского языка

Неуспешность обучения в онлайн-сфере: проблемы и факторы

Современное образование все больше переходит в онлайн-сферу, формируя проблему мотивации и удержания внимания слушателей, которые вынуждены большую часть материала осваивать самостоятельно и завершить обучение, достигнув его цели. На практике обучающийся, который осваивает русский язык онлайн, встречается с рядом трудностей, серди которых можно выделить социально-психологическую дезадаптацию, возникающую из-за отсутствия мотивации к учению вне учебной группы, где он может осуществлять межличностную коммуникацию с другими обучающимися. Эта проблема влечет за собой другую проблему, тесно с ней связанную. В условиях индивидуального обучения для поддержания высокого уровня мотивации и постоянного внимания максимально значимым становится содержание учебного материала и способ его подачи. В противном случае это приводит к невысоким показателям обучения и разочарованию в онлайн-образовании. Основные факторы снижения интереса к учебному материалу заключаются в следующем:

  1. Однообразная форма проведения занятий, минимум используемых типов и видов заданий, высокий процент предсказуемости.
  2. Отсутствие интерактивности и обратной связи.
  3. Преобладание репродуктивных форм над деятельностными, в результате большая часть учебного времени отводится теории, а не практике.
  4. Невысокая личная заинтересованность обучающегося в учебном материале, отсутствие эмоционального отклика.

Для преодоления этих трудностей педагогу необходимо использовать различные инструменты вовлечения учащихся в освоение учебного материала. В настоящее время дидактика находится в активном поиске новых приемов, форм и техник работы на занятии, которые позволяют эффективно использовать время ученика, удерживать его внимание и создавать высокую мотивацию для усвоения учебного материала.

Приемы нарративного дизайна в преподавании русского языка

Определение 1

Нарративный дизайн в педагогике представляет собой одну из методических техник подачи учебного материал, которая позволяет сделать процесс обучения более интересным, содержательно разнообразным и мотивирующим для учащегося.

«Приёмы нарративного дизайна в преподавании русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Нарративный дизайн реализуется в ряде приемов, которые могут быть успешно применены в ходе преподавания русского языка как в онлайн-формате, так и в формате очных занятий:

  1. Дидактический сторителлинг – прием, основанный на превращении учебного текста в историю, обладающую сюжетом, динамизмом и удерживающую внимание учащихся. Самый простой пример использования сторителлинга в обучении русскому языку – это лингвистические сказки, применяемые в начальной школе для образного запоминания правил и норм языка.
  2. Визуальное повествование, которое включает видеоряд, помогающий лучше запоминать суть изучаемых явлений. В частности, иллюстрирование правила, поиск демотиваторов к конкретному языковому факту делает процесс его запоминания более легким. Хорошо зарекомендовала себя серия Анны Беловицкой «Котограмота»: книги автора состоят из иллюстраций с героями-котами, попадающими в различные речевые ситуации, показывающие специфику правописания, употребления тех или иных грамматических форм или произношения слов.
  3. Текстовые и графические новеллы как приемы вовлечения обучающегося в различные коммуникативные ситуации, имитирующие, например, ток-шоу, интервью, защиту проекта, в ходе которых происходит формирование необходимых языковых навыков. Например, отработку правописных навыков можно организовать в форме игрового упражнения «Корректор», задача которого состоит в редактировании текста будущей статьи журнала и газеты.
  4. Использование игровых технологий. Например, применение формата квеста, квиза или викторины, позволяющих освоить учебный материал в нетрадиционной форме игры или соревнования.
  5. Использование кейсов-симуляторов – практических задач, имитирующих ситуацию реальной речевой практики. Например, можно составить кейс «Экзаменатор» для выпускников, которые готовятся к государственной итоговой аттестации. В ходе решения кейса участники сталкиваются с задачей проверить правильность выполнения экзаменационной работы, оценить ее по критериям и выставить итоговый балл. При этом правильные ответы не даются заранее, их необходимо найти самостоятельно, выполнив тест, обратившись к источникам дополнительной информации и проч.

Таким образом, применение приемов нарративного дизайна в преподавании русского языка позволяет сделать обучение более мотивирующим и осмысленным, добиться осознанного подхода к теории и практике, научить использовать теоретические сведения при решении различных языковых задач, вызвать эмоциональный отклик у обучающихся. Это, в свою очередь, способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к учению, личной заинтересованности в его результатах.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot