Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Лингводидактика и методика обучения

Все предметы / Языкознание и филология / Лингводидактика и методика обучения

Разграничение понятий «лингводидактика» и «методика обучения»

Определение 1

Лингводидактика – это теория обучения языкам, интеграция лингвистики и дидактики. Соответственно, лингводидактика является составляющей общей методики обучения, она целенаправленна на исследование эффективности изучения языков.

Актуальное переосмысление теории и практики обучения языкам на данный момент происходит в русле личностно ориентированного направления. Поэтому сейчас приоритетными являются направления в лингводидактике, имеющие преимущественное значение для развития антропоцентрической теории обучения языкам.

Ведущее значение этих направлений заключается в том, что они задают стратегические ориентиры для развития теории и практики формирования растущей языковой личности и ее интеллектуально-духовном развитии. Согласно Ю. Караулову, шаг в направлении к языковой личности, акцент на прагматичной составной части языка позволяют шире использовать все достижения «системной» лингводидактики.

По сути, речь идет о связи двух парадигм обучения языкам в структуре методики обучения – личностно ориентированной и традиционной, системно-структурного, которая недостаточно обеспечивает духовное и мыслительно-речевое развитие учащихся. Синтез этих парадигм с доминированием личностно ориентированной является условием создания эффективной методики обучения языкам.

Вышесказанное побуждает к обоснованию направлений лингводидактики при учёте учения о языковой личности. Наиболее распространенная модель языковой личности, разработанная Ю. Карауловым, содержит три уровня владения языком:

  • вербально-семантический;
  • культурно-когнитивный;
  • уровень деятельно-коммуникативных потребностей.

Ю. Караулов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Ю. Караулов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Формирование языковой личности – это постоянный и синергетический процесс, в котором доминируют когнитивно-интеллектуальные и креативно-деятельностные аспекты. В рамках личностно-ориентированной лингводидактической парадигмы на основе научных представлений сформировалось несколько приоритетных направлений, в частности:

  1. когнитивное;
  2. герменевтическое;
  3. социокультурное;
  4. коммуникативное.

Все они – составляющие теоретико-практические ориентиры для проектирования целей, моделирования содержания и методов организации языкового образования. Эти направления отражают подходы, принципы, методы, средства обучения, направленные на формирование духовно и интеллектуально развитой языковой личности, владеющей несколькими компетенциями. Система положений каждого направления формируется на основе общих и специфических лингводидактических постулатов.

Указанные направления, дополняя друг друга, сосуществуют между собой и развиваются в связи с традиционной системно-структурной парадигмой лингводидактики в структуре методике обучения.

Характеристика основных направлений современной лингводидактики

Среди соответствующих направлений одно из ведущих мест занимает когнитивное, особенностью которого является исследование обучения иностранному языку на основе когнитивного подхода. Когнитивное направление в теории обучения языкам основывается на языковом опыте общественной познавательной практики. Указанный направление сформировалось ввиду того, что языковая личность – это носитель языка и определенной системы концептов, благодаря которым человек познает мир, усваивает систему понятий, обобщенные способы действий, в этом процессе речь и концепты выполняют функцию познания.

Главная задача когнитивной методики – овладение языковыми единицами как основой познания и формирования концептуальной и языковой картины мира, создание образа мира в воображении каждого ученика. Для достижения современных образовательных целей процесс познания языка и речи должен быть организован как исследование, эксперимент.

В теоретических моделях когнитивного обучения языку выделяются когнитивные методы обучения (метод укрупнения дидактических единиц, частично-поисковый, метод программированного обучения, метод тезаурусного моделирования знаний и др.), обеспечивающие процесс целенаправленного отражения объективного мира в сознании ученика, предусматривают усвоение знаний, познавательных умений, развитие интеллекта, языковых способностей, формирование словаря, необходимого для восприятия и понимания смыслов учебного текста.

Замечание 1

Актуальным и перспективным в организации школьного обучения языкам считается применение теории фреймов, с помощью которых структурируется знания. Использование фреймов как метода учебных опор в языковом образовании обеспечивает структурную организацию языкового сознания и вырабатывает способность быстро находить в памяти усвоенные фреймы.

Герменевтический подход в теории обучения языку раскрывает вопросы понимания текста на основе герменевтических закономерностей («герменевтический круг», идея предварительного понимания, что является условием начального понимания и толкования знаний и др.), вопросы взаимопонимания в речевой деятельности, роль риторики в решении проблемы взаимопонимания.

В контексте этого подхода в зависимости от учебных ситуаций герменевтические методы обучения (объяснение, чтение, беседа, дискуссия, эссе и др.) обеспечивают интерпретационную деятельность на основе знания языка и личностного ментального опыта, понимания информации, межличностного взаимопонимания и тому подобное.

В общем герменевтический подход к языковому образованию способствует формированию языковой компетентности, социокультурной компетентности, речевой компетентности в различных видах речевой деятельности, коммуникативной компетентности в социальных ситуациях.

Для социолингвистического лингводидактического направления характерно решение ряда проблем:

  • восприятие и понимание учащимися языка как духовной сущности на базе реализации принципов текстоцентризма, ситуативности и диалогичности обучения;
  • формирование патриотически сознательных носителей языка на основе возрождения духовности;
  • воспитание нравственных убеждений и культурно-эстетических вкусов и др.

С точки зрения учебно-воспитательных целей в русле социолингвистического направления наиболее весомым является художественный текст как духовная модель мира. Вдумчивое чтение художественного дидактического текста открывает ученикам культурно значимый смысл, свойственный авторскому мировоззрению и национальному менталитету.

Коммуникативное направление лингводидактики связано с исследованием функционально-коммуникативного подхода к обучению языку. Этот подход основывается на идее структурной взаимосвязи коммуникативного и языкового аспектов человеческого опыта, что предполагает овладение языком с опорой на ее общественно-коммуникационную функцию, принципы диалогичности, ролевую организацию содержания и процесса обучения, этикета, интерактивности обучения.

Основные положения коммуникативной теории школьного обучения языкам связаны с моделированием речевых событий, кейс-методом и др.

Итак, современное развитие лингводидактики как составляющей методики обучения характеризуется несколькими взаимосвязанными приоритетными направлениями, в частности когнитивным, герменевтическим, социокультурным, коммуникативным. Они составляют направления теории личностно ориентированного обучения языкам, что имеет практическую ценность. Тесная связь между этими направлениями и между методами их обеспечения обусловлена и характеризуется отношениями взаимодополняемости.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Владимировна Попова

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис