Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Лингводидактика

Общие положения лингводидактики

Определение 1

Лингводидактика – это научная дисциплина в области языкознания, которая характеризуется практической направленностью, поскольку она занимается изучением обучения и усвоения иностранных языков.

Термин «лингводидактика» был ведён советским лингвистом Николаем Максимовичем Шанским в 1969 году. Он был признан в качестве международного в 1975 году, однако в англосаксонских странах он не используется, поскольку там предметная область лингводидактики покрывается двумя самостоятельными лингвистическими дисциплинами:

  • «Language education» (рус. «преподавание иностранного языка»), который рассматривает процесс обучения и усвоения иностранного языка с точки зрения преподавателя;
  • «Second-language acquisition» (рус. «усвоение второго языка»), который рассматривает процесс обучения и усвоения иностранного языка с точки зрения обучаемого.
Замечание 1

Лингводидактика в настоящее время рассматривается как один из уровней (наравне с методологией и технологией) методики преподавания языка. Это теоретическая дисциплина по обучению языку, которая возникла на стыке языкознания и дидактики.

Лингводидактика как научная дисциплина

Лингводидактика в качестве своего объекта рассматривает процесс обучения языкам, а также факторы, которые непосредственно оказывают влияние на этот процесс: концепция текущего языкового образования, содержание учебного материала, организационные аспекты процесса обучения, технологии и методы овладения знаниями и др.

А предметом лингводидактики являются закономерности, которые имеют место быть при совместной деятельности преподавателя и студента в процессе обучения языкам.

Существование лингводидактики, как и любой другой научной дисциплины, обусловлено необходимостью решения определенных задач:

  • разработка теоретических основ концепций языкового образования (в настоящее время, разработаны антропоцентрическая и лингвоцентрическая концепции);
  • теоретическая характеристика природы и сущности процесса обучения и усвоения языков;
  • выявление условий, способствующих более эффективному процессу обучения и усвоения языков;
  • методическое обеспечение процесса обучения и усвоения языков, которое заключается в определении целей языкового образования, установлению принципов отбора и структурирования учебного материала, разработке средств, приемов и методов обучения языку, а также форм и методов текущего и рубежного контроля;
  • совершенствование организационных форм процесса обучения и усвоения языков;
  • разработка новых технологий и систем обучения и усвоения языков.

Готовые работы на аналогичную тему

Сущность лингводидактики проявляется в выполняемых ею функциях. Основными функциями лингводидактики называют:

  • научно-теоретическую функцию, которая заключается в непосредственном изучении процесса обучения и усвоения языков;
  • конструктивно-моделирующую функцию, которая заключается в совершенствовании и преобразовании учебного процесса;
  • интегративную функцию, которая заключается в объединении результатов различных научных дисциплин (философии, языкознания, педагогики, психологии, методики, коммуникации, информатики), способствующем достоверному и всестороннему обоснованию процесса обучения и усвоения языков.

Лингводидактика для решения и реализации перечисленных выше задач и функций использует систему понятий и категорий, которые заимствованы из родственных научных дисциплин:

  • общенаучные термины: деятельность, функция, принцип, структура, организация, концепция, процесс, аспект, подход и др.;
  • философия: теория и практика, форма и содержание, закон и закономерность, причина и следствие, общее и единичное, возможность и действительность, количество и качество и др.;
  • педагогика: образование, воспитание, развитие, педагогический процесс, педагогический эксперимент, педагогический мониторинг и др.;
  • психология: мышление, восприятие, память, умственное развитие, усвоение, осмысление и др.;
  • логика: анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение, классификация, систематизация и др.;
  • кибернетика: динамическая система, обратная связь;
  • психологическое языкознание: речевая деятельность, теория речевой деятельности, механизмы речи, восприятие речи, порождение речи и др.

Кроме того, лингводидактика выработала систему собственных понятий и категорий, основную часть которой занимают следующие понятия: преподавание языка, изучение языка, язык как учебный предмет, учебный материал, принципы, методы и приемы обучения языку, учебная ситуация и др.

История лингводидактики

История развития лингводидактики начинается с периодов Средневековья и Возрождения, когда массово преподавалась латынь как основной язык особо значимых сфер общественной жизни. Она стала вытесняться национальными языками Европы к концу XVI века. В противовес этому процессу возникло движение консерваторов, которые отстаивали положение латыни как главного наднационального языка Европы.

Одним из таких консерваторов был чешский педагог Ян Амос Коменский, который разработал школьный курс латыни и подробно описал его учебный план (Opera Didactica Omnia, 1657 г.). В ней приведены теоретические основы усвоения языка: систематизирование осваиваемых знаний и применение особой методики преподавания (устное преподавание с опорой на эмоции, опыт и наглядные пособия).

В XVI—XVIII веках преподавание латыни осуществлялось в «грамматических школах», что было вызвано перемещением внимания с коммуникативных аспектов языка на грамматические, поскольку необходимость изучения латыни было связано не с утраченным повсеместным её использованием, а с её провозглашением в качестве идеальной формы мысли, изучение которой способствует интеллектуальному развитию.

Живые языки стали преподаваться с XVIII века по методикам и практикам обучения латыни. В основном использовался грамматико-переводной метод, который заключался в учении правил, конструировании по ним предложений, чтении и переводе с их помощью письменных текстов.

XIX—XX века характеризуются появлением новых методов преподавания, которые базировались на сочетании общих принципов преподавания языков с существующими теориями языкознания и психологии. Однако изучение языков так и оставалось на низкоэффективном уровне.

В современной лингводидактике выделяются два конкурирующих направления: эмпирическое и теоретическое.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Елена Алексеевна Клёкина

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис