Индивидуальный подход в образовании – это организация учебной деятельности, основанная на учете интересов, потребностей, потенциальных возможностей отдельных учащихся и индивидуальных возможностей их познавательного развития.
Индивидуальный подход в организации в обучения пропагандируется давно. Он рассматривается в качестве единственного продуктивного способа организации обучения, достижения образовательных целей и задач. Однако, существуют и иные точки зрения, обуславливающие непродуктивность использования индивидуального подхода в обучении, проблемы, возникающие при его реализации в учебном процессе.
Индивидуализация обучения как фактор развития неравенства учащихся
Руководителем высшей школы экономики Исааком Фруминым были представлены проблемы внедрения индивидуального подхода в образовании. В частности, он выразил мнение о том, что процесс индивидуализации стимулирует развитие неравенства учащихся. Это происходит потому, что:
- При построении индивидуальной образовательной траектории, учащемуся требуется выбирать учебные курсы, уровни их освоения, содержание образовательных программ, методы и технологии реализации образовательной деятельности. Данные уровни и технологии не являются общедоступными. Образовательная система характеризуется неполноценным оснащением ресурсами, материально-техническим снабжением. Средства индивидуализации, как правило, носят платный характер и не являются общедоступными.
- Личностные успехи в обучении теряют свою актуальность при разработке индивидуального образовательного пути. Это обусловлено различием социальных статусов и социального развития учащихся.
- Неравенство образовательных запросов родителей и самих учащихся приводит к выбору неадекватных образовательных траекторий. Запросы родителей, зачастую идут в разрез с возможностями учащихся и их образовательными потребностями.
- Наличие социальных, информационных и культурных барьеров в учебных заведениях. Если эти барьеры не будут сняты учебным заведением (о они как правило в этом не заинтересованы), то неравенство учащихся, как проблема индивидуализации обучения углубляется. Учащиеся строят свой образовательный путь с учетом, имеющихся барьеров, социальных ограничений, что, в итоге, приводит к росту разрывов между учащимися и их образовательными путями развития.
Следует отметить, что данную точку зрения критикуют многие ученые, говоря о том, что индивидуализация обучения бывает различной и может быть ориентирована на потребности и интересы конкретного учащегося. При этом, статистика говорит о том, что оптимальные методы и формы реализации индивидуального обучения до сих пор не разработаны.
Проблема отсутствия у учащихся навыков управления своим образованием
Отсутствие у учащихся навыков управления своей образовательной траекторией является препятствием для реализации индивидуального образовательного подхода. Ряд ученых считает, что предоставление индивидуальных маршрутов развития учащихся нецелесообразно при отсутствии у них навыков управления своей образовательной деятельностью. А таких навыков не имеется у современных школьников, поскольку, они не формируются у них с начальных этапов обучения.
Индивидуальная траектория развития отдельного учащегося и следование ей требует от него огромной и развитой мотивации. В большинстве случаев, такой мотивацией учащиеся не обладают и следуют по пути развития, который выбрали им родители (или помогли с данным выбором, натолкнули на него.
Готовность учащегося той или иной возрастной группы к выбору индивидуального образовательного маршрута невозможно оценить. Пока не разработано методов и средств оценки такой готовности, не имеется способов ее измерения.
Сегодня, родители активно вмешиваются в образовательный процесс, что с одной стороны положительный аспект, а с другой – отрицательный. Отрицательное воздействие включения родителей в образовательный процесс связано с тем, что они неверно расценивают образовательные потребности своих детей и их образовательные возможности.
Потому, требуется организация школой продуктивного взаимодействия с родителями, повышение их педагогической компетенции. Рациональное воздействие родителей на развитие ребенка определяет успешность выбора учащимися своей образовательной траектории. Но пока, несение ответственности за свой выбор, его мотивированная основа недостаточно развиты у учащихся и не способствуют эффективности реализации индивидуального подхода в обучении.
Недостаточность ресурсного обеспечения и профессиональной подготовки педагогов к реализации индивидуального подхода в образовании
Еще одной проблемой реализации индивидуального подхода в образовании является неготовность педагогов к индивидуализации.
Были проведены опросы педагогов, данные которых показали низкий процент положительного отношения педагогов к реализации обучения по индивидуальным программам. Большинство педагогов желают выполнять свою профессиональную деятельность по единым программам. Это обусловлено тем, что:
- Разработка индивидуальных образовательных программ повышает требования к профессионализму педагогов и расширяет объем их работы;
- Изучение новых приемов и методов работы. Индивидуальные подходы опираются на инновационные технологии и требуют от педагогов их освоения и продуктивного использования;
- Необходимость прохождения педагогами дополнительного обучения для реализации индивидуальной образовательной деятельности – необходимость повышения их квалификации;
- Необходимость выработки педагогами индивидуальных стилей педагогического общения с учащимися.
Кроме того, ресурсное обеспечение учебного заведения не всегда позволяет создать насыщенную предметно-развивающую среду, ориентированную на удовлетворение потребностей и интересов отдельных учащихся.
Таким образом, вопрос реализации индивидуального подхода в образовании остается открытым. Он требует активной работы всех участников образовательного процесса, их мотивации к деятельности, обновления педагогических подходов и развитии ответственности за проектирование и выбор индивидуального образовательного пути.