Образовательные программы ДОО
Учебно-воспитательный процесс дошкольной образовательной организации (ДОО) реализуется на основании программ образования, которые строятся по всем направлениям воспитательной работы и отвечают требованиям федеральных стандартов.
Воспитательная работа в ДОО реализуется по следующим основным направлениям и программам соответственно:
- Основная общеобразовательная программа обучения. Такая программа принимается конкретным дошкольным учреждением на основании федеральной программы образования данного уровня и с учетом требований ФГОС, предъявляемых к ее формированию. Она предполагает построение целостного системного процесса обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. В нее входят методические рекомендации, затрагивающие выбор форм, методов и средств образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
- Программы коррекционного обучения. Они ориентированы на устранение разнообразных дефектов развития детей. как правило, они применяются в коррекционных группах и затрагивают проблемы обучения и воспитания детей с разными отклонениями от нормального развития. В основном это касается речевых дефектов: общее недоразвитие речи, дизартрия, дислалия и т.д.
- Программы обучения по конкретным направления. Сюда входят программы физического развития ребенка, воспитания патриотических качеств, духовно-нравственного развития, социального становления, формирования эстетических качеств. Они формируются, исходя из ориентации деятельности ДОО т.е. в учреждении может быть выбрано какое-то приоритетное направление развития детей, которое определяет проектирование соответствующей программы, а может быть выбран путь общеобразовательной направленности деятельности, тогда используется несколько программ обучения, охватывающих каждое направление развития. Программы могут быть реализованы не в полной мере, а с выбором приоритетных направлений.
- Применение современных технологий и методик обучения. Программы данного направления ориентированы на развитие личности дошкольника. Они включают в себя формирование творческих навыков, использование проектных технологий, развивающих игр, театрализованной деятельности, рукотворные проекты и т.д.
Реализация программ образования в дошкольной организации происходит посредством создания необходимых условий для полноценного развития ребенка, формирования у него общей культуры поведения, навыков социального взаимодействия, развитие психических процессов и физических качеств, усвоение правил безопасности жизнедеятельности, подготовка к дальнейшему обучению и развитию, существованию в общественной среде.
При выборе любой из программ особое внимание уделяется ее воспитательной ценности, использованию художественного слова и ориентации на гармоничное всесторонне развитие ребенка на каждой возрастной стадии его развития.
Рисунок 1. Учебно-методическое обеспечение образовательного роцесса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Поставленное программой целевое назначение реализуется за счет активной педагогической работы, мастерства педагога, высокого уровня его интеллектуального развития и профессионального мастерства.
Чтобы достичь целевого назначения реализации программы, необходимо:
- Уделять внимание эмоциональному развитию и благополучию каждого ребенка, а также сохранению и поддержанию его психического и физического здоровья;
- Создавать благоприятный микроклимат в группе, доброжелательно относиться ко всем детям;
- Использовать разнообразные виды и направления детской деятельности, применять их комплексно и интегрированно;
- Уделять внимание креативной направленности воспитательной, обучающей и развивающей деятельности;
- Уважительно относиться к особенностям и потребностям каждого ребенка;
- Поощрять творческие направления деятельности;
- Создать взаимодействие с семьей, чтобы реализовать единую направленность воспитания. Родителей можно ознакомить с программным материалом;
- Учитывать возможности вариативного использования программного материала.
Структура методической работы ДОО
Методическая работа дошкольной образовательной организации реализуется посредством формирование методического совета. Он представляет собой объединение педагогов, направленное на решение конкретных направлений программной деятельности, исследовательской деятельности, проектирования методических вопросов и задач. В состав методического состава могут входить только высококвалифицированные педагоги, имеющие достаточно обширный опыт работы и творческие организаторские способности.
Внутри методического совета могут создаваться специальные группы, ориентированные на решение какой-то срочной проблемы, реализации краткосрочных проектов.
В состав совета входят, также, аттестационная комиссия ДОО и психолого-медико-педагогический совет.
Методическая работа дошкольного образовательного заведения может быть реализована в следующих формах:
- Групповые формы работы: педагогический совет, создание творческих групп, проведение семинаров и мастер классов, психологические тренинги, консультативные занятия, деловые и ролевые игры, аукционы педагогических идей.
- Индивидуальные формы работы: беседы, наставничество, самообразование и саморазвитие, индивидуальные консультации и психологические беседы.
Выбор конкретной формы методической работы определяется, исходя из ее целей и задач.
Методическая работы ДОО имеет системную структуру и организацию.
Методическая работа реализуется поэтапно:
- Теоретический этап. Происходит зарождение идеи, которая требует ознакомления с передовым педагогическим опытом для ее дальнейшего развития.
- Методическая работа. Здесь создаются методические формы и направления работы, демонстрируется лучший из созданных.
- Практическая работа. Она ориентирована на реализацию задуманной идеи. Происходит выбор технологий, приемов и методов, форм реализации того или иного направления учебно-воспитательной работы. Педагоги проводят пробы нового опыта организации педагогического процесса и реализации целей и задач обучения.
- Анализ и оценка проделанной работы. Происходит мониторинг показателей результативности практической деятельности, делаются соответствующие выводы, вносятся поправки и делаются прогнозы дальнейшего развития данного направления деятельности и применения конкретных технологий и методов.