Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Программное обеспечение дошкольного образования

Определение 1

Программное обеспечение – это программы, обеспечивающие реализацию того или иного процесса, регулирующие его функционирование и ход.

Определение 2

Программное обеспечение ДОУ – это документ, отражающий содержание образовательного процесса ДОУ и регулирующий ход его реализации.

Программное обеспечение деятельности дошкольной образовательной организации строится на основании определенных принципов с учетом требований ФГОС ДО и образовательной политики на текущий временной период.

Разновидности образовательных программ ДОУ

Все образовательные программы, применяемые в качестве программного обеспечения деятельности ДОУ, представлены следующими видами:

  1. Основная программа.
  2. Дополнительные программы.

Основная программа – это программа, регламентирующая содержание образовательной деятельности дошкольной организации. Она может быть комплексной – ориентироваться на все стороны развития детской личности и парциальной – включать только одно направление развития или несколько из них.

Основная программа составляется в соответствии с целями деятельности дошкольного образовательного учреждения, с соблюдением требований ФГОС ДО и законодательства о образовании.

Части программы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Части программы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дополнительные программы связаны с адресным построением образовательного процесса, ориентированного на удовлетворение потребностей и интересов, предпочтений, желаний каждого воспитанника и его семьи.

«Программное обеспечение дошкольного образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

К дополнительным программа относятся программы, затрагивающие разные аспекты и направления деятельности ДОУ: экологическое воспитание, художественное развитие, этнокультурное становление, программы социокультурного цикла, программы коммуникативного развития, оздоровительные мероприятия, коррекция различных патологий и др.

Дополнительные программы являются авторскими т.е. они формируются отдельным педагогом на основании его исследовательской деятельности, собственных образовательных разработок, выработанного подхода к обучению и воспитанию, имеющихся взглядов и убеждений, практического опыта педагогической деятельности. Такие программы должны соответствовать требованиям ФГОС, целевым ориентирам деятельности ДОУ, современному этапу социально-экономического развития и функционирования системы образования.

Компоненты образовательных программ ДОУ

Любая образовательная программа включает в свой состав следующие компоненты:

  1. Концептуальные основы. Они предполагают определение концепции развития подрастающего поколения конкретной возрастной группы. Как правило, большинство программ опирается на концепции гуманистического развития личности и гармоничного становления дошкольника.
  2. Целевые ориентиры. Здесь отражаются приоритетные цели, на которые направлено содержание дошкольного образования. Здесь может быть отражено нравственное воспитание личности, формирование здоровой нации, трудовое воспитание и физическое становление личности, активизация творческого потенциала каждого воспитанника и развитие его познавательной сферы.
  3. Принципы построения программы. Каждая программа ДОУ опирается на принцип связи воспитательного процесса с социальной средой, с жизнью ребенка в социуме, принципе индивидуального подхода, принципе гуманистического развития личности, принципе вариативности образовательной и воспитательной деятельности, гибкости образовательной программы.
  4. Уровень применения программы. Программы могут быть ориентированы на общее развитие ребенка или на формирование конкретной сферы его личности: нравственное, патриотическое, физическое, эстетическое развитие, трудовое воспитание, подготовку к школе и т.д.
  5. Структура программы. Здесь отражается ее применение в ДОУ: ориентация на все возрастные группы, конкретную группу, конкретную ступень развития.
  6. Особенности программы. В данной части отражаются специфические черты данной программы. Это могут быть нестандартные положения содержания, направлений деятельности ДОУ, форм обучения, используемых в ДОУ, методов и средств, подходов к ее реализации.
  7. Технология обучения. Здесь отражается технология реализации программы.

Принципы построения программ дошкольного образования

Программы дошкольного образования являются методическим основами деятельности воспитателей. Они помогают им в построении педагогического процесса и перспективного развития детей разных возрастных групп. Педагог планирует свою деятельность на основании программы и выстраивает учебно-воспитательную работу в оптимальном темпе, ритме и режиме.

Программы дошкольного образования формируются в опоре на следующие принципы:

  • Принцип концентрации содержания программы. Он означает последовательность изложения материала и постепенное его усложнение по мере роста и развития детей.
  • Принцип линейности построения. Программа включает в себя ряд направлений реализации, которые имеют определенную последовательность и связь.
  • Принцип доступности. Доступность информации, представленной в программе для понимания педагогом.
  • Принцип связи содержания программы с реальной жизнью. Воспитание ребенка должно быть ориентировано на формирование у него навыков реальной жизнедеятельности, взаимодействия с социальной сферой.
  • Принцип учета индивидуальных особенностей и возрастной динамики развития личности воспитанников.
  • Принцип систематичного и последовательного расположения материала в программе. Все разделы должны быть связаны. Каждый новый раздел должен быть логическим продолжением предыдущего.
  • Принцип ориентации на развивающее обучение. Реализация программы должна способствовать гармоничному, всестороннему развитию личности каждого воспитанника.
  • Принцип единой направленности и связи воспитательной и образовательной деятельности.
  • Принцип деятельностного подхода. Воспитание, обучение и развитие дошкольников реализуется в деятельности. Программа включает в свой состав привлечение детей к разным видам деятельности и детской активности.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot