Понятие педагогической деятельности
Педагогическая деятельность - это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является передача духовно-практического опыта от поколения к поколению.
Педагогика должна рассматриваться в качестве особой сферы деятельности, направленной на воспитание и обучение детей.
Главной особенностью педагогической деятельности является специфика ее объекта, а также то, что и объект и субъект деятельности – человек.
Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность
Принято выделять профессиональную и непрофессиональную педагогическую деятельность.
Непрофессиональную деятельность характеризует то, что человек не осознает педагогической проблемы или задачи. В конкретной ситуации он будет действовать интуитивно и не сможет объяснить, в связи с чем совершил тот или иной поступок, чего хочет достичь, поучая или воспитывая других.
Педагог в жизни может встречать массу различных педагогических проблем – формировать гуманное и гармоничное развитие человека, выработать эффективные приемы адаптации к изменяющимся условиям жизни, подготовить школьников к самостоятельному поиску знаний.
Педагогическая проблема – это объективно возникший в педагогической теории либо практике вопрос или комплекс вопросов, касающихся процессов обучения и воспитания человека.
Педагогическая задача формируется всегда, когда необходимо подготовить переход человека от состояния незнания, в котором он пребывает, к состоянию знания, от непонимания к пониманию, от неумения к умению, от беспомощности к самостоятельности.
Педагогическая задача является результатом создания педагогом цели обучения или воспитания, а также условия и способы ее реализации на практике. У человека, выступающего субъектом и объектом взаимодействия с педагогом, в ходе решения педагогических задач в результате появляется новообразование, представленное знанием, умением или личностным качеством.
Так как каждый человек по-своему уникален и неповторим, решение любой педагогической задачи – сложное и неоднозначное. В связи с этим существует масса способов переводить человека из одного состояния в другое.
Все педагогические задачи можно разделить на две большие группы: задачи по обучению и задачи по воспитанию человека. Каждый из этих классов подразделяется на несколько отдельных групп задач.
Например, задачи обучения предполагают изложение материала о млекопитающих, проверку знания таблицы умножения, использование нескольких способов пересказывать книгу, отработку навыка работы с компьютером в интернете и различных программах.
Задачи воспитания могут пробуждать в людях веру в успех, в позитивную сторону менять его отношение к коллективу, стимулировать ответственные поступки, вырабатывать творческое отношение к учебно-познавательной и трудовой деятельности.
Педагогической ситуацией определяется комплекс условий, в которых будет решена педагогическая задача. Эти условия могут и способствовать, и препятствовать успешному решению задач. Однако большую ценность для людей представляют ситуации педагогической помощи, а именно поддержка в процессе адаптации к новым условиям и в состояниях и ситуациях, которыми сопровождается данный процесс: растерянность и депрессия, конкуренция, возникающий конфликт и эмоциональный взрыв, а также достижение успеха.
Можно выделить профессиональные и непрофессиональные пути решения педагогической проблемы или задачи. Причина такого разделения – крайне распространенное в современном обществе мнение, что можно обучать и воспитывать детей на протяжении целого часа, перевоспитать подростка за несколько минут. Но, как показывает жизнь, такие утверждения не находят никаких подтверждений.
В связи с этим актуальными выглядят слова известного русского педагога К.Д. Ушинского, который говорил, что искусство воспитания имеет особенности, что почти все считают его простым и понятным занятием, а некоторые даже легким, и оно кажется тем понятнее и проще, чем меньше человек о нем знает как теоретически, так и практически.
Почти все признают, что для воспитания нужно иметь много терпения, некоторые считают, что для этого нужно обладать врожденными способностями и умениями, то есть навыками, но крайне мало людей пришли к выводу, что помимо терпения, врожденной способности и навыков нужен еще и набор специальных знаний.
Профессиональному решению педагогических задач характерно то, что педагог анализируя ситуацию, сознательно базируется на определенной системе правил и требований. Он целенаправленно выбирает из всего многообразия педагогической науки и практики только эффективные средства для решения данной задачи относительно конкретных условий. Одновременно с этим педагог может планировать порядок своих действий и поступков. В конце проделанного рабочего пути он с точки зрения психологической науки может проанализировать данные, касающиеся изменений, происходящих с людьми.
Чтобы профессионально решать педагогические задачи, необходима специальная подготовка, овладение особенностями работы в сфере образования и воспитания человека. Профессиональный опыт и мастерство могут быть обретены в процессе решения педагогических задач. Педагог-профессионал рассматривает ряд значимых вопросов – пути проведения проблемного урока, пути разработки новой или совершенствования уже известной образовательной программы, пути сочетания групповой, коллективной и индивидуальной работы учеников на уроке, методы обеспечения в процессе занятий развития творческих способностей и стимулирования интереса к учебному предмету.
Современным педагогом выполняется ряд профессиональных функций, а именно:
- гностическая;
- конструктивная;
- организаторская;
- коммуникативная;
- диагностическая;
- корректирующая;
- контрольно-оценочная.