Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Функции социально-культурной сферы

Характеристика функций социально-культурной сферы

Социально-культурная деятельность – это деятельность, направленная на создание, развитие, сохранение, трансляцию культурных норм, ценностей, объектов.

Для реализации функций социально-культурной деятельности необходимо, чтобы население обладало:

  • максимальной самостоятельностью,
  • предприимчивостью,
  • инициативой.

В течении определенного времени функции проходят определенные периоды развития:

  • зарождение и возникновение,
  • становление,
  • полная зрелость.

Все функции социально-культурной сферы делят на четыре основные группы:

  1. Постоянные. Реализуются во всех социально-культурных институтах.
  2. Основные. Характерны для большинства социальных институтов.
  3. Вспомогательные. Выполняют дополнительные, по отношению к постоянным, функции.
  4. Временные. Появляются и исчезают в течение развития функции.
Замечание 1

Социально-культурная деятельность носит развивающий характер, осуществляемый на профессиональной и непрофессиональной основе деятелями культуры в рабочее или свободное время. Любая такая деятельность имеет свою направленность и цель, способствует социальному утверждению личности, ее саморазвитию и развитию.

Анализируя каждую функцию нужно учитывать характер ее воздействия на формирование личности. Функции социально-культурной деятельности направляют человека на определенный вид социальной и культурной деятельности:

  • активный, или деятельностный;
  • пассивный, или слушательский / зрительский;
  • педагогически организованный (использует свободное время целесообразно);
  • стихийный (свободное время используется спонтанно).

Основные функции социально-культурной деятельности

Основными функциями социально-культурной деятельности являются:

  1. Коммуникативная функция. Реализует потребность личности в общении, информационном взаимодействии посредством участия к работе клубов, творческих объединений, в диспутах, вечеринках и т.д. Содержание функции заключается в создании, обмене, использовании и потреблении информации их мира искусства, науки, религии и т.д. Уровни осуществления функции: массовый, организационный, групповой, межличностный.
  2. Информационно-просветительская функция. Характеризуется всеобщностью и постоянством, основана на инициативе, добровольности, самостоятельности граждан. Обеспечивает удовлетворение их индивидуальных запросов, предпочтений и интересов в области досуга.
  3. Культуротворческая функция. Направлена на развитие духовных способностей и сил, связана с активным творчеством (художественно-театральным, спортивно-игровым, трудовым).
  4. Рекреативно-оздоровительная функция. Разрабатывает и внедряет в жизнь развлекательные, оздоровительные, игровые, информационные программы для разных слоев населения для восстановления сил, снятия напряжения и одновременного развития. Ориентирована на организованный и неорганизованный, активный и пассивный, коллективный или индивидуальный досуг. Функция осуществляет социально-культурную реабилитацию для граждан с ограниченными возможностями. Реализация функции происходит при взаимодействии с медицинскими, экскурсионно-туристскими, творческими учреждениями
  5. Экономическая функция. Направлена на создание социально-экономических условий для деятельности, отдыха и творчества населения. Функцию реализуют работники социально-культурной сферы, деятели культуры и искусства.
  6. Функция финансово-экономического обеспечения. Направлена на материальное обеспечение самодеятельных инициатив, сопровождающихся воспитательными процессами в досуговой деятельности.
  7. Функция нормативно-правового обеспечения. Любой вид социально-культурной деятельности должен сопровождаться защитой прав и свобод человека в условиях досуга. Специалисты социально-культурной сферы должны знать законодательные акты, относящиеся к досугу, владеть знаниями в области правового регулирования работы общественных организаций, любительских объединений, добровольных обществ, ориентироваться в социальной деятельности региона и т.д.
  8. Функция обеспечения досуговых форм художественного любительства населения. Направлена на развитие самодеятельности граждан.
  9. Функция организации личностной, семейной или групповой службы досуга в обществе. Ориентирована на уважении достоинства личности и гуманизме.

Каждая функция социально-культурной сферы:

  • несет реабилитирующее, социально-защитное содержание;
  • ориентирована на духовную реабилитацию, стимулирование социальной активности, адаптацию личности;
  • способствует развитию творческих способностей индивида, обеспечение непрерывного образования;
  • создает наилучшие условия для социально-культурного творчества.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot