Обучение и воспитание как однонаправленные процессы образовательной деятельности школы
Обучение – это специально организованная и целенаправленная деятельность педагогов и учащихся, ориентированная на передачу и усвоение знаний и навыков деятельности, научных основ функционирования природных и социальных объектов, процессов и явлений.
Воспитание – это специально организованная и целенаправленная деятельность педагогов и учащихся, ориентированная на передачу и усвоение социального опыта, формирование личностных качеств, необходимых для продуктивной жизнедеятельности в социальном пространстве.
Процессы обучения и воспитания являются составными компонентами педагогического процесса. Они реализуются в своем взаимодействии и взаимообуславливают друг руга.
Нельзя выделить какой-то приоритетный и более значимый из этих процессов. В общеобразовательном пространстве современной школы и обучение, и воспитание играют решающую роль в полноценном, гармоничном развитии личности учащегося. Их функционирование и роль зависит от образовательных задач. Если задача касается воспитательной деятельности, то ведущую роль занимает воспитание. Однако, оно не может быть реализовано в практике школы вне симбиоза с обучением. К примеру, задачей умственного воспитания является достижение определенного уровня интеллектуального развития, которое реализуется в ходе познавательной деятельности, получения знаний на уроках.
Процессы обучения и воспитания идут наравне друг с другом. При этом, каждый из них имеет свои особенности и потому они являются самостоятельными. Школьное обучение невозможно без воспитания. В его ходе осуществляется развитие личности, которое и лежит в основе деятельности школы.
Закономерности реализации воспитательной деятельности школы
Воспитательный процесс учебного заведения подчиняется закономерностям воспитания, на которые опирается функционирование воспитательной системы в целом, а также, на закономерности развития и формирования личности учащегося, специфику его социального развития в разные возрастные периоды.
Закономерности воспитательного процесса школы являются отражением связей, возникающих между условиями воспитательной работы и факторами, оказывающими воздействие на данную деятельность, а также ее итогами.
Основными закономерностями реализации воспитательной деятельности школы являются:
- Совместная работа объективных и субъективных факторов воспитания. Объективными факторами воспитания являются условия, которые создаются в школе для реализации продуктивной воспитательной работы, а субъективными факторами является деятельность педагогов и учащихся, установление между ними взаимодействия, его продуктивность, психологическая атмосфера школы и отдельного коллектива учащихся.
- Установление продуктивного взаимодействия с воспитанниками. Должна быть создана атмосфера доверия и доброжелательности. Если учащиеся не принимают педагога, не согласны с его профессиональными действия, то воспитательное воздействие утрачивают свою силу и значимость.
- Соответствие цели используемым методам и формам ее реализации. Процесс школьного воспитания должен носить целеориентированный характер. Для этого предполагается выбор оптимальных методов и средств воспитательной работы.
- Установление связи между процессами воспитания и самовоспитания и их одинаковой интенсивности. Самовоспитание является итогом воспитательной деятельности и одновременно способом развития личности, способом достижения целей и задач воспитательной деятельности. школа должна стимулировать учащихся на процессы самопознания собственной личности, саморазвития и самореализации.
- Продуктивность обучения и личностного развития учащихся. Поскольку, обучение и воспитание взаимообусловлены, то эффективность учебной деятельности школы, положительные итоги ее реализации повышают и качество воспитательной деятельности, которая улучшает развитие личности учащегося. Само же развитие личности является залогом успешной реализации воспитательной работы.
- Качество воспитательного воздействия. Оно отражает деятельность педагогов в школе, их квалификацию, используемые методы и приемы работы в обучении и воспитании.
- Соответствие педагогической деятельности школы возможностям учащихся. Возможности воспитанников, зачастую, могут не совпадать с требованиями педагогов. Потому, должно быть разработано оптимально руководство воспитательным процессом школы, с учетом возрастных и потенциальных возможностей учащихся.
Закономерности реализации процесса обучения в школе
Обучение в школе осуществляется на основании закономерностей реализации учебной деятельности, которые, также, как и закономерности воспитания, являются отражением связей между условиями реализации учебной деятельности, формами и методами ее реализации и организацией процесса воспитания в учебном заведении.
В основе организации процесса обучения школы лежат следующие закономерности:
- Постановка адекватных целей обучения. Они должны соответствовать этапу развития общества и его потребностям, а также условиям функционирования и направленности деятельности конкретной образовательной организации.
- Рациональная организация управления школой. Процесс управления учебным процессом школы должен опираться на обоснованное и рациональное использование корректирующих воздействий.
- Создание условий познавательной мотивации. Обучение невозможно эффективность реализовать без мотивации к данной деятельности, без стимулирования учащихся к познанию и мотивации педагогов к повышению своего мастерства и профессионализма.
- Связь обучения с воспитанием и развитием учащихся. Эти процессы взаимообусловлены.
- Социологические условия обучения. Они предполагают создание дружелюбной атмосферы в коллективе, выбор педагогом оптимального стиля взаимодействия с учащимися.
- Выбор оптимальных средств, методов и форм реализации обучения. Во-первых, они должны соответствовать целям обучения, во – вторых, условиям его реализации и материально-техническому снабжению школы, в-третьих, профессиональным возможностям педагогического состава и в-четвертых, уровню развития обучающихся, их потенциальным возможностям.
Таким образом, процессы обучения и воспитания - основа реализации единого педагогического процесса школы. Они зависят друг от друга и не могут быть реализованы по отдельности.