Сущность процесса обучения
Процесс обучения представляет собой социально обусловленный процесс. Процесс обучения необходим для формирования человека, который будет соответствовать общественным требованиям.
Обучение является процессом, в ходе которого происходит взаимодействие между педагогом и учеником. В результате этого взаимодействия у ученика формируется набор знаний навыков и умений. Задача педагога в свою очередь заключается в формировании соответствующих условий для усвоения знаний и тренировки навыков и умений.
Обучение — это целенаправленный процесс, который стимулирует активную познавательную деятельность учеников по овладению знаниями, умениями, навыками, морально-этическими нормами, а также способствует развитию их творческих способностей.
Процесс обучения обладает рядом специфических признаков:
- двусторонняя природа
- руководяще роль принадлежит учителю
- планомерная организация
- целостность
- учет возрастных особенностей
- управляемость процессом
Основные цели процесса обучения
Одним из важных компонентов процесса обучения является его цель. Цель должна быть четко определена. Каждый ученик должен осознавать, понимать и принимать основные цели процесса обучения.
Определить цель обучения достаточно сложный процесс. Следует учесть, что существует три основные класса целей:
- образовательные цели
- развивающие цели
- воспитательные цели
Образовательные цели предполагают усвоение знаний, формирование умений и навыков. Развивающие цели формируют мышление и память, а также раскрывают творческий потенциал учащихся. Воспитательные цели развивают научные взгляды, развивают нравственное и эстетическое восприятие.
Готовясь к уроку, педагогу необходимо распланировать как образовательные, так и воспитательные и развивающие цели.
Обучение можно рассматривать как с объектной, так и с субъективно стороны. Говоря об объективной стороне процесса обучения, ученые выделяют три главные цели:
- освоение главных научных знаний, в ходе реализации этой цели происходит развитие идейных взглядов, учащиеся должны научиться внедрять полученную информацию в практической деятельности, ученики должны освоить методы самостоятельного исследования необходимой информации.
- организация практической работы учащихся, эта практическая деятельность потребуется для общественной деятельности, развитии культуры, улучшении окружающей среды. Все эти аспекты осуществляются главным образом через познавательную деятельность.
- развитие научных взглядов и мировоззрения, основанного на науке
С субъективной точки зрения процесс обучения реализовывает следующие цели:
- стимулирование мыслительной деятельности, интеллектуальных способностей
- развитие мотивации и подкрепление интереса к учебной деятельности
- ориентирование на самообразование, саморазвитие
Основные задачи процесса обучения
Педагогу для того чтобы добиться этих целей необходимо выполнить задачи обучения. Задачи обучения весьма разнообразны. Педагоги должны подталкивать учеников к учебно-познавательной активности. В задачи педагогов так же входит создание среды для осуществления познавательной деятельности. Преподаватель должен выполнять задачи по формированию и развитию мыслительной деятельности, памяти, творческих умений. В задачу педагога так же входит формирование научного мировоззрения, а также нравственных и эстетических взглядов.
В ходе своей работы педагог должен реализовать множество педагогических элементов. Педагог должен сформулировать цели своей учебной деятельности. Так же в задачу педагогов входит определение потребностей учеников в учебном материале. Он должен определить какой материал является необходимым на данном этапе образовательного процесса.
Необходимо что бы была сформирована среда, в которой ученики максимально эффективно смогут усваивать необходимые знания. В процессе обучения важной составляющей является формирование позитивного эмоционального климата, комфортного для учащихся. В ежедневные задачи педагога входит управление процессом обучения и контроль, и оценка усваиваемых знаний учеников.
В задачах педагогов отражаются задачи учащихся. В ходе образовательного процесса ученики должны понять какие цели и задачи перед ними поставил педагог. Потребности и мотивы в познавательной деятельности учеников должны расширятся и углубляться. Ученики в рамках реализации образовательного процесса должны успешно воспринимать учебный материал. Затем учащиеся должны научится применять усвоенные знания на практике, затем повторять освоенный материал. Дети должны учиться применять волю в обучении, вести самоконтроль в ходе своей познавательной деятельности, применять навыки самооценки.
Движущие силы в реализации целей и задач обучения
Для реализации целей и задач процесса обучения необходимо соблюдать ряд условий. Важную роль в процессе обучения играет личность преподавателя, его эрудиция и мастерство преподавательской деятельности. Учитель, который в совершенстве владеет своей дисциплиной, может рассказать своим ученикам много дополнительной информации, является всесторонне развитой личность, вызывает у учеников интерес и восхищение. Ученики восхищаются такими преподавателями и хотят им подражать.
Для успешной реализации задач обучения необходимо что бы учитель относился к своим ученикам с должной долей требовательности и в то же время имел уважительное к ним отношение. Когда учитель уважительно относится к своим ученикам, ученики в свою очередь так же доброжелательно относятся к учителю. В том случае если учитель подавляет учеников, недоброжелательно к ним относится, процесс обучения так же идет в негативном направлении.
Большую роль в реализации педагогических задач имеют методические приемы обучения. Для стимуляции интереса учеников педагог может использовать в процессе совей работы разнообразный наглядный материал, ТСО, приводить интересные факты, ставить перед учащимися проблемные задания.
Для достижения целей и задач процесса обучения важно, чтобы каждый ученик получал удовлетворение в процессе обучения. Когда он видит успешность своей учебной деятельности, у него формируется уверенность в собственных силах и появляется желание успешно усваивать учебный материал.