Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения

Деятельность учителя в процессе обучения

Замечание 1

Основное назначение педагогической деятельности – это управление сознательной и активной познавательной деятельностью учащихся.

В процессе обучения учитель ставит перед учениками учебную задачу и постепенно ее усложняет, что обеспечивает поступательное движение мысли учащегося по пути познания.

Помимо этого учитель создает оптимальные условия для реализации целей обучения. Под условиями понимается подбор эффективных методов, средств, форм и приемов, содержание которых направлено на достижение поставленной цели.

Управление процессом обучения предусматривает прохождение ряда последовательных этапов, каждый из которых соответствует заданной структуре процесса обучения:

  • Планирование процесса обучения (постановка цели, задач, подбор методов, средств и т.д.);
  • Организация процесса обучения (проведение учебного занятия);
  • Регулирование процесса обучения (предотвращение и устранение возможных проблем, направление деятельности учащихся в нужное русло и т.д.);
  • Контроль и оценка процесса обучения (проведение проверочных заданий, оценка усвоенных знаний и т.д.);
  • Результат процесса обучения (достижение поставленной цели обучения).

Для реализации данных этапов педагогом составляется специальный план. В зависимости от срока планирования различают, следующие виды планов: календарно-тематические или поурочные. В свою очередь данные планы подразделяются на три типа, в соответствии с поставленными задачами: тактические, оперативные или стратегические. В планы педагог включает анализ исходного уровня знаний учащихся, их возможности, продумывание и подбор методов, форм и средств обучения, учет методического и технического оснащения образовательной организации, постановка задач обучения и т.д.

«Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 2

Таким образом, деятельность педагога в процессе обучения заключается в эффективной организации деятельности учеников, создании оптимальных условий для обучения и постановке учебных задач.

Необходимо отметить, что постановка учебных задач имеет большое значение в деятельности педагога. В соответствии с дидактикой, следует упор на ряд правил по постановке познавательных задач:

  1. Текст задачи должен быть изложен так, чтобы в нем содержалась полезная информация, необходимая для развития воображения, ума и творческих процессов.
  2. Задача должна заинтересовать учащегося на выполнение учебного задания.
  3. Каждый учащийся должен обладать навыками самостоятельной постановки учебных задач.
  4. Обязательный учет уровня подготовки учащихся к решению конкретной учебной задачи.

Еще одним важным компонентом деятельности педагога в процессе обучения является осуществление текущего (промежуточного) и итогового контроля обучения. Это необходимо для того, чтобы выявит степень усвоения учебного материала учащимися, и определить эффективность используемых методов, форм, приемов и средств, применяемых средств обучения.

Педагог осуществляет текущий контроль посредством разнообразных письменных заданий, устного опроса, проверки домашних работ и т.п.

На основании полученных результатов реализованного текущего контроля педагог делает вывод об успеваемости учащихся и эффективности собственной педагогической деятельности.

Деятельность учащихся в процессе обучения

Процесс обучения с точки зрения учащихся – это специфический вид деятельности, который структурно организован и управляем со стороны педагога.

Замечание 3

Цель обучения – это получение системы научных знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.

Одним из важнейших компонентов успешности обучения является наличие мотивации учеников на получение новых знаний. То есть ученик должен быть иметь побуждение, руководствуясь которым он будет осуществлять те или иные учебные действия. В настоящее время выделяют три основные группы мотивов:

  1. Перспективно-побуждающие мотивы. В основе данных мотивов лежит понимание учащимися необходимости получения конкретных знаний, умений и навыков, и их значимость для последующей жизнедеятельности и выбора профессии.
  2. Интеллектуально-побуждающие мотивы. Основой данных мотивов выступает удовлетворение, получаемое учащимися от познавательной деятельности, расширения кругозора, формирования картины мира и т.д. Основное место среди этой группы мотивов занимает осознанная потребность учащегося в получении знаний и удовлетворении своего познавательного интереса.
  3. Непосредственно-побуждающие мотивы. Представлены эмоциональными состояниями личности учащихся, на основании которых мотивация к обучению (отрицательная или положительная).

Чаще всего в процессе обучения педагоги используют внешние стимулы. Это объясняется тем, что в современной школе еще не искоренены взгляды на то, что ребенка необходимо заставлять учиться, а не заинтересовать учебой. В настоящее время установлено, что постоянное давление на учащегося, и контроль за его обучением, напротив, отталкивают учеников от учебы, вызывает нежелание учиться. Именно поэтому очень важно развивать внутренние мотивы на обучение. Для того, чтобы внутренняя мотивация была максимально высокой педагог должен обладать рядом психологических приемов, способствующих определению эмоционального и психологического состояния каждого учащегося, с целью выявления тех мотивов, которые у него являются ведущими.

Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения взаимосвязана, так как обучение с позиций теории деятельности носит межсубъектный характер. Поэтому деятельность учителя и деятельность ученика должна быть согласована. Высшим критерием такой согласованности является не просто взаимодействие учителя и ученика (педагогического коллектива и коллектива учащихся), но их взаимодействие, сотворчество, направленное на достижение конечной цели, каковой является не методическое совершенствование процесса, а личность учащегося – его развитие, обучение и воспитание.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot