Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Традиционные принципы обучения

Традиционные принципы обучения – это фундаментальные дидактические положения, определяющие организацию и протекание процесса обучения, его направленность на личность ученика.

Понятие традиционных принципов обучения

Впервые принципы обучения были выделены и описаны Я.А. Коменским в его труде «Великая дидактика». Принципы обучения отражают подходы, средства и методы, которые выбираются педагогом для построения оптимального учебного процесса и управления им.

Значение принципов обучения позволяет обоснованно организовать учебный процесс, определить его цели и задачи, подобрать методы и средства для их достижения. Принципы обучения дают ученикам и педагогам возможность продуктивного взаимодействия друг с другом в рамках учебного процесса и за его пределами.

Традиционные принципы обучения, выделенные Я.А. Коменским, по мере развития педагогики, находятся в постоянном развитии и совершенствовании. Помимо традиционных (старых) принципов обучения, формулируются новые. Однако основными, фундаментальными принципами обучения, остаются традиционные, проверенные и подтвержденные исторически.

Работа над принципами обучения, их развитием и совершенствованием продолжается и на современном этапе существования педагоги. На сегодняшний день имеется большое количество разных формулировок понятия традиционных принципов обучения. Так же и количество их находится в динамике. Это связано с тем, что предпринимаются попытки вывести единые принципы обучения для целостности педагогического процесса, которые бы отражали суть и закономерность воспитания и обучения детей.

Традиционные принципы обучения находятся во взаимосвязи друг с другом, проникают один в другой и тем самым организуют единую систему обучения и воспитания детей.

Характеристика традиционных принципов обучения

Содержательные принципы обучения:

  1. Принцип гражданственности. Данный принцип отражает социальные аспекты обучения, направленные на развития духовности, нравственности, патриотизма и социальной зрелости личности каждого ученика.

  2. Принцип научности. Направлен на ориентацию процесса обучения и представления учебного материала согласно современному развитию науки и техники, накопленному опыту и новейших достижений. То есть, знания, представляемые детям должны быть актуальные на данный момент.

  3. Принцип воспитывающего обучения. Основан на том, что обучение тесно связано с воспитанием и образуют единый педагогический процесс.

  4. Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения. Данный принцип основан на том, что знания, получаемые в рамках общеобразовательной школы должны иметь связь с реальной жизнью, теорией и практикой педагогики.

    Определение 1

    Фундаментальность обучения – это полнота, глубина и научность получаемых знаний.

    Содержательность обучения – это связь традиционного обучения с социальной стороной жизни, места проживания ученика (региона, края, области и т.д.), то есть преобразование школьных знаний в экономику, политику, культуру и т.д.

«Традиционные принципы обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Организационно-методические принципы обучения:

  1. Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения. Данный принцип основан на том, что все этапы обучения должны быть взаимосвязаны и логично последовательны.

    Определение 2

    Преемственность обучения касается форм, методов и средств обучения, их объединения в единый педагогический процесс.

    Последовательность обучения – это организация учебного процесса от «общего» к «частному», когда представляемый детям материал постепенно усложняется, при этом изученное ранее – это фундамент (основа) для последующих знаний.

    Систематичность обучения – подразумевает подачу учебного материла в строго установленной системе (учебные планы, программы, расписание занятий и т.д.).

  2. Принцип единства группового и индивидуального обучения. Данный принцип обучения основан на том, что каждый ученик становится личностью в рамках коллектива, но при этом имеет право на обособление:

    • Групповое обучение предполагает работу педагога со всем классом одновременно, либо по группам (фронтальная, групповая и т.д. работа).
    • Индивидуальное обучение – это работа педагога с конкретным ребенком с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей.
  3. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям. Данный принцип основан на том, что педагог в процессе организации педагогического процесса должен учитывать особенности и возможности каждого ребенка:

    • Возрастной подход основан на том, что педагог организует учебный процесс и представляет детям учебный материал исходя из их возрастных возможностей и потребностей.
    • Индивидуальный подход в обучении предполагает учет педагогом психологических особенностей и умственных возможностей каждого ребенка.
  4. Принцип сознательности и творческой активности. Данный принцип основан на том, что процесс обучения должен быть осознанным для каждого ребенка. Дети должны понимать для чего они получают знания, быть мотивированы на обучение. Активность обучения предполагает, что ребенок в учебном процессе – это не просто пассивный слушатель, а активный участник.

  5. Принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности. Основан на том, что обучение и учебный материал по своей сложности должны быть доступны для понимания каждому ребенку. Учебный материал не должен быть слишком трудным или слишком простым. Он должен быть доступным и интересным для ребенка, мотивировать на последующее обучение.

  6. Принцип наглядности. Данный принцип подразумевает, что в процессе обучения использование наглядных средств, способствует не только лучшему усвоение учебного материала, но и формирует у ребенка правильное представление о предмете или действии. Наглядности могут быть созданы руками педагога (макеты, плакаты, схемы и т.д.), либо могут быть представлены в естественной среде (наблюдения, экскурсии, походы и т.п.).

  7. Принцип продуктивности и надежности обучения. Он исходит из достаточно очевидного положения о том, что если обучение не приводит к достижению целей образования, то в нем нет педагогической необходимости. Вот почему обучение должно быть, прежде всего, продуктивным, иметь образовательный, развивающий и воспитательный эффект.

  8. Принцип оптимальности. С учетом этого принципа выбираются методы, средства и формы организации учебного процесса, а также создаются необходимые учебно-материальные, гигиенические, социально-психологические, эстетические и другие условия для его функционирования.

Традиционные принципы обучения отражают сложившуюся в обществе образовательную парадигму. Так наметившиеся в настоящее время гуманистические тенденции в системе образования придают гуманистическую направленность и традиционным принципам обучения.

Дата последнего обновления статьи: 12.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot