Наука дидактика
В структуре педагогического процесса центральное место занимает процесс обучения. В процессе обучения формируются личностные качества, усваиваются определенные знания, навыки и умения, которые позволят учащимся проявлять свою индивидуальность и адаптироваться к окружающим условиям.
Дидактика изучает закономерности процесса обучения, его теоретические основы, методы и принципы обучения. В развитие дидактики огромный вклад внесли Я.О. Коменский, И.Ф. Гербарт, И.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Б.П. Есипов, Л.В. Занкин и т.д.
Предметом дидактики являются принципы и закономерности обучения, научные основы содержания образования, цели и задачи, формы, методы, средства обучения.
Общая дидактика изучает процесс обучения и факторы, которые его инициируют, условия его протекания, конечные результаты обучения. Дидактика анализирует зависимости, которые определяют ход и результаты обучения, обозначает методы, средства и организационные формы, обеспечивающие реализацию целей и решение поставленных задач.
Частные дидактики (методики преподавания) исследуют закономерности процесса обучения, цели, содержание, методы и формы преподавания разных учебных предметов.
Дидактика рассматривает:
- цели обучения и образования;
- субъекты обучения;
- принципы обучения;
- содержание обучения и образования;
- методы обучения;
- формы организации обучения;
- учебные пособия, учебники, дидактический материал, компьютерные программы и т.д.);
- показатели и критерии, характеризующие результаты обучения;
- методы оценки и контроля результатов обучения.
Концепции обучения в дидактике
В дидактике выделяют 3 концепции обучения:
- традиционная концепция – основную роль играют деятельность учителя и преподавание (Я.А. Коменский, Дистерверг, И.Ф. Гербарт, И.Г. Пестолоцци);
- прагматическая концепция – основная роль отводится обучению и деятельности учеников (Л.Н. Толстой, Д. Дьюи, В. Лай);
- современная концепция – основная роль отводится взаимодействию между учителем и учеником, совместному процессу обучения (П.Я. Гальперин, Эльконин).
Впервые понятие дидактики появилось в работе «Великая дидактика» Я.А. Коменского. Автор ввел принцип наглядности, который называл «золотым правилом дидактики». Благодаря Коменскому появилось понятие классно-урочной системы обучения. Он поделил учебный год на четверти, предложил ввести каникулы, понятия «урок» и «перемена». В своих трудах педагог выдел ступени развития подрастающего поколения: материнская школа, школа родного языка, школа латинского языка, академия и путешествия. Все ступени имеют разработанные программы обучения.
Представитель авторитарной педагогики И.Ф. Гербарт цели воспитания видел в формировании нравственной, морально сильной личности.
Основные характеристики обучения Гербарта:
- основная задача школы – развитие умственных способностей ребенка;
- для поддержания дисциплины и порядка на уроке необходимо ввести ограничения, запреты, телесные указания;
- введено понятие воспитательное обучение (взаимосвязь и сочетание обучения и дисциплины);
- обучение и воспитание должны идти «бок о бок», характер, воля и разум развиваются одновременно.
- Гербарт выделил четыре ступени обучения: ясность, ассоциации, система и метод. Учителю отводится активная роль, ученику – пассивная. Теория Гербарта постепенно в XIX веке пришла в упадок.
Дж. Дьюи разработал дидактику, которая была противопоставлена педагогике гербартисов. Автор разработал концепцию «полного акта мышления». Дьюи считал, что человек начинает мыслить после того, как сталкивается с трудностями и преодолевает их. Ограниченность данного обучения состоит в том, что учащиеся не принимают участия в процессе закрепления знаний, формирования определенных умений.
П.Я. Гальперин исследовал возможности освоения новых содержательных понятий учащимися. Ученый разработал «Теорию поэтапного формирования умственных действий». Формирование умственных действий и способностей происходит по определенному алгоритму.
Обучение в соответствии с теорией Гальперина широко используется в начальной школе. Этапы обучения: ориентированный этап - предварительное ознакомление с условием выполнения определенного действия; проговаривание – формирование действия как внешнего речевого; сознание – формирование действий во внутренней речи; интериоризация – переход внешних действий во внутренние, при котором действие преобразуется в акт мышления.
Первоначально в теории Гальперина предпочтение отдавалось индуктивному методу, позже – дедуктивному.
Проблемы организации обучения в дидактике
В современной теории и практике обучения отсутствует достаточная ясность в отношении разграничений понятий метод и форма обучения, что является формой организации обучения. Существует противоречие между содержанием обучения и устаревшими методами и формами его освоения обучающимися.
Формам организации обучения отводится второстепенная, незначительная роль. Методам обучения отводится более важная роль. Отсюда происходит преувеличенная роль содержания, идеалистический подход к обучению.
Существуют разные подходы к определению форм организации обучения. Отсутствует единое представление о сущности и форме организации обучения. В педагогической литературе есть разные классификации форм обучения, противоречащие друг другу. Все эти факты затрудняют работу педагогов-практиков.
В последнее время качество образования значительно снизилось. Эффективно исправить ситуацию не могут ни инновации, ни многочисленные нововведения, ни новейшие реформы в системе образования, ни тотальная компьютеризация, ни новые стандарты обучения.
Сегодня многие понятия дидактики используются как синонимы: организационная форма обучения, форма организации обучения, форма организации учебной работы, форма обучения и т.д.