Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Понятие дидактики

Определение 1

Дидактика – это отрасль педагогической науки, основная цель которой заключается в исследовании и раскрытии теоретических проблем организации воспитательно-образовательного процесса.

История становления дидактики

Впервые мысли о необходимости организации целенаправленного процесса обучения высказывались такими философами и учеными как Сократ, Демокрит, Аристотель и Платон. В своих трудах, они рассматривали процесс обучения подрастающего поколения, не как стихийное и случайное мероприятие, а как целенаправленный, систематически проводимый и управляемый педагогом процесс. С течением времени процесс обучения приобрел именно такие черты, были поставлены четкие рамки и требования к его организации и реализации. Однако, несмотря на это, процесс обучения до сих пор является предметом исследования среди ученых-педагогов. Выявляются проблемы, которые необходимо решать и предотвращать. В этой связи возникает такая отрасль педагогики как дидактика.

Впервые термин «дидактика» был введен в оборот немецким педагогом В. Ратке в курсе лекций. Позднее вопросами дидактики занимался Я.А. Коменский, написавший свой знаменитый труд «Великая дидактика», в котором впервые была разработана и описана теория обучения, как система научных знаний.

Дальнейший вклад в развитии дидактики осуществлен посредством психологических и педагогических исследовательских работ таких ученых как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, П.Я. Гальперин.

На сегодняшний день выделяют следующие этапы становления и развития дидактики:

  • I этап – традиционная дидактика (XVII – XIX века). Основной упор ставится на преподавание, как основной источник передачи знаний подрастающему поколению.
  • II этап – современная дидактика (конец XIX - первая половина XX веков). На данном этапе акцент смещается на такой вид деятельности как «преподавание-учение», элементами которого являются личностный подход, учение – основной источник знаний, психология управления.
  • III этап - постсовременный (вторая половина XX века). Акцент сохраняется по-прежнему на деятельности «преподавание-учение», но происходит изменение его содержания. Основными элементами выступают: оценка знаний учащихся и оценка основного источника знаний. Основой данного этапа является педагогика сотрудничества, ориентированная на требования общества к личностному развитию человека.
«Понятие дидактики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В настоящее время современная дидактика охватывает всю систему обучения, по всем направлениям (предметам) и по всем видам учебной деятельности.

На современном этапе своего существования и развития, современная дидактическая система ориентирована на демократизацию и гуманизацию процесса обучения и образования.

Замечание 1

Отличие современной дидактики в том, что целью обучения является общее развитие индивида, процесс обучения рассматривается как двусторонний процесс, управляемый учителем, при этом учитываются интересы и потребности обучаемых.

Предмет и задачи дидактики

Дидактика является самостоятельным разделом педагогики, занимающимся исследованием общей теории обучения и образования.

Замечание 2

Сущность дидактики заключается в том, что она рассматривает и изучает процесс обучения без отрыва от воспитания и развития учащегося.

Предметом дидактики выступает процесс обучения, который понимается как единый процесс учения и преподавания.

Объектом дидактики являются реальные процессы обучения, во всех аспектах их проявления, а также обучение и образование различных категорий учащихся в разных видах и типах образовательных учреждений.

Основными задачами дидактики выступают:

  1. Определение содержания и объема процесса образования, на всех этапах и уровнях обучения.
  2. Исследование, анализ и описание процесса обучения.
  3. Организация разработки теоретических моделей обучения и реализация их практической проверки.
  4. Исследование и разработка эффективного образовательного процесса, опирающегося на последние достижения в области науки и техники.

Прослеживается взаимодействие и взаимосвязь дидактики с другими науками, например, с философией, социологией, логикой, психологией, кибернетикой, математикой и т. д. Методологическую основу дидактики составляет философская теория познания. Изучение законов функционирования и развития общества, социальных отношений сближает дидактику с социологий.

Общая и частная дидактика

На сегодняшний день дидактику подразделяют на частную и общую. Частная дидактика (предметная методика) – направлена на разработку теории преподавания отдельных учебных дисциплин.

Разработанные частной дидактикой теории и методики исследуют образовательный процесс каждой конкретной дисциплины и предмета. Это обусловлено тем, что процесс преподавания учебных предметов имеет свои особенности, закономерности протекания, формы и методы организации. Каждая учебная дисциплина имеет свою индивидуальную методику преподавания. Исходя из этого, частные дидактики иначе называют конкретными методиками преподавания.

Таким образом, частная дидактика занимается изучением и исследованием закономерностей, действующих в рамках конкретного предмета, анализирует его течение, содержание и конечный результат, определяет методы, средства и приемы, используемые для достижения поставленной цели и задач.

Общая дидактика направлена на решение вопросов, связанных с установлением целей обучения, а также методов и средств, используемых на всех этапах обучения.

Замечание 3

Общая дидактика является теоретической основной частных дидактик. Однако в свою очередь она базируется на результатах исследований частных дидактик.

Таким образом, в отличие от частной дидактики, общая дидактика охватывает весь учебный процесс на всех его этапах и уровнях. Она исследует процесс преподавания учебных предметов и процесс обучения вместе со всеми факторами и условиями, в рамках которых он организуется и реализуется. Помимо этого под исследование попадает и конечный результат обучения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot