Метод обучения – это приемы (способы) совместной деятельности учителя и учеников, направленные на решение задач и достижение основной цели обучения.
Приемы обучения – элементы, составляющие метод обучения, группируемые в системы.
Понятие метода обучения в дидактике
В настоящее время имеется большое количество разнообразных исследований, направленных на изучение методов обучения. Изначально «метод обучения» понимался достаточно просто и трактовался как «способ изложения». В процессе дальнейшего развития педагогической науки и образовательной практики, изменилось отношение к «методу обучения» и проводимым в этом направлении исследованиям. На методы обучения стали возлагать всё большие надежды. Но, несмотря, на всю значимость и необходимость исследования методов обучения, процесс его переосмысливания протекает значительно медленнее, чем иных педагогических понятий. Именно поэтому в настоящее время используются методы обучения, которые были разработаны еще в средневековых университетах. Данные методы входят в методический арсенал ВУЗов наравне с современными.
При рассмотрении понятия «метод обучения», в первую очередь необходимо обратить внимание на понятие «метод», которое указывает на наличие определенного способа или средства достижения конкретной цели воспитательно-образовательного процесса.
При подготовке к реализации образовательного процесса, педагог занимается подбором методов обучения, в зависимости от учебной дисциплины, поставленной цели, задач, возможностей методической и учебной базы образовательного учреждения.
Таким образом, можно сказать, что педагог свободен в выборе методов обучения, однако ряд объективных факторов могут значительно ограничить его инициативу.
В дидактике помимо общепедагогических методов обучения используются методы обучения, разработанные в соответствии с конкретными частными методиками. Это связано с тем, что преподавание каждой конкретной дисциплины имеет свою специфику. Частные методики разрабатываются на базе дидактики педагогики высшей школы, что определяет их основу и использование общепедагогических принципов. Вместе с тем своеобразие каждого учебного предмета обусловливает необходимость специфических методов, которые не вписываются в общедидактическую типологию методов обучения.
Одним из немаловажных понятий в педагогике являются средства обучения. По своей сути они намного шире методов.
Дидактические средства – это множество элементов образовательной среды, сознательно используемых педагогом для организации целенаправленного воспитательно-образовательного процесса.
Каждое дидактическое средство представляет собой конкретный элемент воздействия на учащегося.
Традиционная классификация методов обучения в дидактике
Классификация методов обучения в дидактике – это их упорядоченная систематизация по определенному признаку.
В настоящее время выделено и описано достаточно большое количество классификаций методов обучения в дидактике. Это связано со сложностью объекта дидактики, стоящих перед ней целей и задач.
Наиболее распространенными являются традиционная классификация и классификация методов по характеру познавательной деятельности.
Традиционная классификация методов обучения в дидактике, является одной из первых классификация, берет свое начало из древних педагогических и философских систем. В том виде, в котором данная классификация приводится сейчас, она частично адаптирована под современные условия. Общим признаком, объединяющим методы, является источник знаний.
Согласно традиционной классификации выделяют пять методов:
- Словесные методы – позволяют в наиболее короткий срок передать необходимую информацию от преподавателя к учащимся. Информация передается в нужной последовательности, скорости и объеме, при необходимости возможно дополнение, указание проблем, постановка задач и т.д. Виды словесных методов: беседа, рассказ, лекция и т.п.
- Наглядные методы – направлены на воспроизведение чувственных образов, возникновение ощущений и восприятий. Используются совместно со словесными. Виды наглядностей: макеты, экскурсии, плакаты и т.д.
- Практические методы – основаны на практической деятельности учеников. В процессе использования данных методов формируются практические навыки и умения. Виды практических методов: лабораторные, письменные, практические работы и т.п.
- Работа с учебной и методической литературой. Данный метод подразумевает самостоятельную работу с источником информации в виде чтения, цитирования, реферирования и т.п.
- Видеометод. Один из наиболее современных методов, представляет собой работу педагога посредством использования различных технических и информационных средств. Применяется при подаче нового материала, проверки знаний, закрепления и т.д.
Классификация методов по характеру познавательной деятельности
Классификация методов обучения в дидактике по характеру познавательной деятельность основана на уровнях мыслительной активности учащихся. Согласно данной классификации выделяют следующие методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный. Данный метод основан на том, что педагог представляет учащимся знания в «готовом» виде, их основная задача заключается в восприятии и осмыслении представленных знаний.
- Репродуктивный метод обучения основан на объяснительно-иллюстративном, его суть состоит в том, что полученные учащимися знания переводятся на более высокий уровень усвоения – умения.
- Проблемное изложение. Педагог ставит проблему и сам ее решает, тем самым показывая путь ее решения.
- Частично-поисковый. Знания не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно. Учитель организует поиск новых знаний с помощью разнообразных средств.
- Исследовательский. Педагог предъявляет проблему для самостоятельного исследования. Важно подобрать задания исследовательского характера.