Тенденции современного обучения в высшей школе
Инновационные методы обучения в высшей школе – это новые способы организации учебно-воспитательной работы в вузе, применение современных средств обучения, изменение содержания и системы взаимодействия между преподавателями и студентами.
Использование инновационных методов обучения для подготовки будущих специалистов различных направлений деятельности нацелено на подготовку студентов к быстрым темпам общественного развития и существование в условиях быстро меняющегося социально-экономического пространства.
Применение инновационных методов ориентировано на создание личности, заинтересованной в достижении успеха в различных сферах деятельности, реализацию своего интеллектуального и творческого потенциала, приложение усилий в профессиональной деятельности и максимальное использование своего потенциала.
Современный образовательный процесс в системе высшего образования может похвастаться своей результативностью и продуктивностью. Это обусловлено использованием современных технических средств и инновационных методов обучения, которые помогают не только в приобретении знаний, навыков и умений профессиональной направленности, но и развитию компетенций, которые необходимы каждому члену современного социального пространства для полноценной адаптации к его условиям и продуктивному существованию в нем.
Изучение любой учебной дисциплины любого профессионального направления требует постижения особенно важных тем, которые необходимо более глубоко и детально освоить для дальнейшего полноценного усвоения образовательной программы и работы по специальности. Это реализуется посредством внедрения интерактивных технологий в учебный процесс. Их большое разнообразие и использование конкретного интерактивного метода определяется темой учебного занятия и его целевым назначением.
В настоящее время, в учебном процессе высшей школы получают активное применение следующие инновационные методы:
- Электронные учебные пособия. Они открывают возможности самостоятельной работы студентов. Благодаря электронным пособиям по разным дисциплинам и темам, студенты могут самостоятельно освоить материал, пройти практический курс по данному направлению и выполнить самостоятельную проверку знаний в виде тестовых контрольных заданий. Электронные пособия включают в себя наглядные элементы обучения. Например, видеофильмы, включающие методика выполнения различных практических работ. Применение электронных пособий в системе высшего образования позволяет перевести процесс обучения в самообучение студента, развить его познавательную активность и навыки самостоятельного использования информационных ресурсов.
- Электронные программы. В образовательном процессе современного вуза используются различные электронные программы, ориентированные на обучение специалистов разного профиля. Они состоят из нескольких блоков, каждый из которых имеет свое целевое назначение, содержание и направлен на получение определенной системы теоретических и практических знаний и навыков.
- Проектные методы. Методы проектного обучения ориентированы на раскрытие личности каждого студента, а также навыков коллективного взаимодействия. Они дают возможность каждому студенту выразить свое мнение на проблему, принять решение и самостоятельно отыскать верное решение, поставленной задачи. Кроме того, проектные методы развивают навыки коммуникативного взаимодействия, необходимые любому специалисту в любом направлении профессиональной деятельности.
- Мультимедийные средства обучения. Они направлены на наглядное представление теоретической информации. Их активно используют на лекциях, и они позволяют студентам лучше осознать суть своей будущей практической профессиональной деятельности.
Возможные направления инновационного развития высшей школы
В настоящее время рассматриваются следующие перспективы развития инноваций в образовательной деятельности вузов:
- Организация в процессе обучения научно-исследовательской деятельности. предполагается необходимость внедрения междисциплинарных исследований и внедрение в кадровый персонал профессоров науки и производственной сферы деятельности.
- Пересмотр направлений организации рабочего процесса в вузе и изменение содержания кадровой политики. Современное общество требует применение новых подходов к принятию преподавателей на вакантные должности, изменения оплаты труда, включающее поощрение специалистов, занимающихся исследовательской деятельностью и, использующих инновационные методы обучения в своей работе.
- Создание системы взаимодействия с реальным экономическим сектором и наукой. Идет ориентация на развитие практических профессиональных навыков у студентов, посредством применения последних достижений науки и техники, привлечения производственных специалистов к ведению курсов и занятий в высших учебных заведениях, а также организация прохождения практики будущими специалистами на реальных производственных предприятиях.
- Внедрение проектных технологий обучения и опора на интерактивные средства. Идет ориентация на подготовку специалистов к инновационным процессам в социально-экономическом пространстве. Поэтому, требуется внедрить в образовательный процесс, развивать и совершенствовать проектные технологии обучения.
- Компетентностный подход в системе высшего образования. Предполагается такое обучение специалистов, которое развивает навыки самообучения и саморазвития. Педагогический процесс не допускается отрывать от реальной практики. Этому способствует использование инновационных подходов и методов преподавания в вузе.
- Инноваций в образовательной сфере определяют будущую конкурентоспособность предприятий, поскольку обучают будущих специалистов применению новых приемов, методов и средств, использованию информационных ресурсов, самостоятельному принятию решений и генерированию идей.