Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Менталитет руководителя школы и программа развития образовательного учреждения

Психологический портрет руководителя школы

Определение 1

Менталитет – это образ мыслей, совокупность культурных, интеллектуальных, эмоциональных и мировоззренческих установок, а также моральных, нравственных и ценностных ориентиров, свойственных отдельной личности или социальной группе.

Менталитет определяет поведение человека в разных социальных обстоятельствах, его взаимодействие в социальном пространстве и реализацию им своих профессиональных и иных функциональных ролей.

Руководитель учебного заведения является лицом, осуществляющим управление образовательным процессом конкретного учреждения и выполняющим контрольно-оценочную работу. От его деятельности, от стиля его управления зависит эффективность реализации обучения и воспитания на конкретном уровне и этапе.

Руководство школой имеет свои особенности. Они обусловлены целевым назначением и содержанием образовательной деятельности. Потому, менталитет руководителя школой имеет свою специфику. Руководителю необходимо владение определенным перечнем личностных качеств, профессиональных знаний и навыков, а также эстетическими свойствами личности и культурой поведения.

Психологический портрет руководителя школы включает в себя следующие его черты:

  1. Целеустремленность и развитые волевые качества. Они необходимо для продуктивного управление образовательным процессом школы.
  2. Мобильность и адаптивность. Данные качества позволяют быстро ориентироваться в новых условиях, меняющихся направлениях образовательной деятельности и приспосабливаться к тенденциям ее развития.
  3. Стрессоустойчивость. Деятельность по управлению школой сопряжена с большим количеством стрессовых ситуации, напряженной атмосферой и несением руководителем ответственности за деятельность школы и ее работников. Потому, стрессовыми ситуациями необходимо управлять.
  4. Владение основами менеджмента. Они дают руководителю навыки управления школой, координации деятельности педагогического состава и иных специалистов.
  5. Знание юридических норм деятельности. Они позволяют управлять работой школы в рамках правовых норм образовательной деятельности.
  6. Научный подход деятельности. Он проявляется в выборе педагогического состава, разработке образовательной программы школы, организации взаимодействия учебного заведения с другими институтами и физическими лицами.
  7. Имидж руководителя. Его формированию уделяется особое внимание. От того, какой образ руководителя формируется в глазах его подчиненных, родителей учащихся и иных лиц, зависит его авторитет, успешность его руководства и продуктивность итогов образовательной деятельности школы.
«Менталитет руководителя школы и программа развития образовательного учреждения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Следует отметить, что психологический портрет руководителя школы требует наличия всех этих черт. Отсутствие хотя бы одной из них нарушает баланс его деятельности. Сформированный в педагогической сфере, менталитет руководителя определяет важность и значимость каждого из этих свойств.

Продуктивность деятельности руководителя школы определяется составлением им качественной программы образовательной деятельности на конкретный учебный год и управлением ее реализацией.

Основы составления программы развития образовательного учреждения

Программа развития образовательного учреждения – это документ, определяющий стратегию его деятельности и перспективы его развития, исходя из имеющегося материального, технического, кадрового потенциала.

Программа развития отражает системные изменения функционирования школы и целевых ориентиров ее деятельности. Она отличается от плана деятельности учебного заведения, который отражает тактические мероприятия по реализации программы развития. В нее входят инновационные направления работы, ориентированные на изменение существующего порядка, существующего состояния школы и итогов ее деятельности.

В основе составления программы развития образовательного заведения лежит следующая последовательность действий, реализуемая руководителем и его помощниками:

  1. Проведение анализа состояния школы и ее функционирования. Происходит выявление проблем в развитии учебного заведения, выявляются положительные черты его функционирования и общее состояние дел. Для данных целей проводится изучение справки о школе, отражающей специфику условий ее деятельности, педагогического состава и контингента учащихся, формальные критерии результативности деятельности школы.
  2. Составление концепции деятельности учебного заведения. По сути, она представляет собой перспективы его развития, т.е. желаемые результаты, методы и средства их достижения и алгоритм действий.
  3. Составление стратегии и тактики развития школы. Она включает в себя определение целевого назначения деятельности школы, проведение мероприятий для достижения цели и координацию работы кадрового состава учебного заведения.
  4. Определение ресурсного обеспечения реализации программного развития. Здесь, прописываются материальные, технические средства, кадры, которые требуются для реализации программы развития. Если школа ими не располагает, то руководитель подает прошение в высшие образовательные инстанции для снабжения необходимыми ресурсами.
  5. Определение сроков реализации программы развития. Определяется период достижения поставленных целей и даты проведения конкретных мероприятий.

Проблема, которая закладывается в основу составления программы, характеризуется актуальностью и реальностью разрешения. Кроме того, она должна быть значимой для конкретной школы и иметь точную формулировку. Наличие проблемы в развитии школы можно выявить по следующим критериям:

  • Затруднения педагогической практики деятельности;
  • Наличие отрицательных сторон в работе школы и сложности с их устранением;
  • Отсутствие инновационного опыта педагогической деятельности школы и ее педагогов;
  • Невозможность определения причин слабого развития школы и ее учащихся.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot