Сущность управления образовательными технологиями
Процесс управления образовательными технологиями рассматривается как система последовательных и целенаправленных управленческих воздействий на образовательную технологию, для ее эффективного внедрения с наименьшими материальными и временными затратами.
Цель управления образовательными технологиями – это обоснованное влияние на реализуемую образовательную технологию, с целью качественного развития и инновационного изменения образовательного процесса.
Содержание системы управления образовательными технологиями представлено в виде взаимосвязанных операций, имеющих общую логику построения. В целом система управления технологиями имеет следующий вид:
- Осуществление анализа реальной образовательной ситуации в учебном заведении, определение существующих противоречий в педагогической практике, выступающих основным источником проблем.
- Постановка цели, задач и критериев, которые необходимо достигнуть по итогу внедрения образовательной технологии.
- Разработка промежуточных и конечных прогнозов образовательных результатов учащихся и новообразований в личности и профессиональном мастерстве педагога.
- Разработка проектов модели развития педагогического коллектива и образовательной организации в целом.
- Разработка инновационной системы педагогического взаимодействия «руководство образовательной организации – педагогический коллектив», «педагоги-учащиеся».
- Обеспечение реализации образовательной технологии необходимыми средствами и материалами: учебной и методической литературой, информационное и психологическое сопровождение и т.д.
Управление образовательными технологиями посредством анализа методического процесса
Управление образовательными технологиями, осуществляемое посредством анализа методического процесса осуществляется следующим образом:
- Осуществление аналитического обоснования поставленной цели и задач методической работы образовательного учреждения на определенный срок (этап).
- Выделение определенных условий и факторов, которые оказывают воздействие на конечные результаты внедренной образовательной технологии. Выявление как именно они повлияли на реализацию данной технологии – положительно или отрицательно.
- Определение взаимосвязи между полученными результатами и реализованной образовательной технологией.
- Осуществление оценки качества реализуемого методического процесса, осознание частных и общих задач, стоящих перед образовательной организацией и каждым из участников педагогического процесса. Выявления показателей, влияющих на мотивацию решения образовательных задач со стороны учащихся и педагогов.
- Демонстрация значение передового педагогического опыта, педагогической и дидактической науки, инновационных технологий в достижении получаемых образовательных результатов.
- Осуществление стимулирования педагогов на самосовершенствование и саморазвитие, подведение итогов оценки деятельности каждого педагога перед коллективом.
- Установление и реализация преемственности целей обучения, содержание образовательного процесса, используемых методов, форм и приемов работы педагогического коллектива.
Управление образовательными технологиями посредством целеполагания
Алгоритм управления посредством целеполагания был предложен Дж. Л. Моррисом. Согласно данному алгоритму, важным является правильная и точная формулировка целей управления. Формулировать цель необходимо начиная с глагола повелительной формы наклонения, для того чтобы охарактеризовать выполняемое действие.
Управление образовательными технологиями, осуществляемое посредством целеполагания, должно:
- конкретизировать требуемый итоговый результат внедрения образовательной технологии
- устанавливать точные рамки достижения цели обучения
- определять максимально возможные затраты, направленные на реализацию технологии (силы, средства, время, энергия)
- давать по возможности качественную и количественную характеристику требуемого результата работ, выполнение которых необходимо для достижения поставленной цели обучения
- отвечать непосредственно своему целевому назначению и функциональным обязанностям педагога, реализующего технологию
- иметь следующие характеристики: понятность, реалистичность, достижимость, низкая требовательность к затратам и т.п.
- иметь способность обеспечить отдачу затраченных и вложенных в нее сил и ресурсов
- иметь возможность реализации в рамках заложенного времени
- соответствовать ведущим принципам и методам научной организации труда в образовательной организации
- совпадать с целями и интересами педагога, реализующего технологию, не вызывать внутренних конфликтов
- иметь возможность фиксировать на различных носителях (электронных, письменных и т.д.)
- быть согласованным между педагогом и методистом учебного заведения.
Педагог, занимающийся внедрением образовательной технологии, обязательно должен знать не только условия ее эффективного использования, но и условия эффективного управления.
К объективным условиям можно отнести:
- ресурсную обеспеченность (информационную, кадровую, научно-методическую и др.);
- управленческое мастерство;
- микроклимат в коллективе;
- обновление моделей;
- использование компьютерных технологий.
- К субъективным же условиям относятся:
- готовность педагогов к инновациям;
- сопротивление членов педагогического коллектива;
- методическое обучение педагогического коллектива, направленное на изучение образовательных технологий и нюансов их внедрения в учебный процесс.