Понятие и значение образовательных технологий
Образовательная технология - научное проектирование и строгое воспроизведение системы методов и средств, обеспечивающее эффективность педагогического процесса.
Содержание образовательной технологии заключается в совокупности взаимосвязанных компонентов образовательного процесса, построенных и функционирующих на научной основе.
Необходимо отметить, что понятие «образовательная технология» применяется в отношении образовательного процесса, в то время как «педагогическая технология» применяется и к образовательному, и к воспитательному процессу. То есть «образовательная технология» - это узкое понятие, применяемое к конкретному процессу.
Кроме того, образовательную технологию необходимо отличать от методики обучения. Основное отличие заключается в том, что образовательные технологии можно воспроизводить и тиражировать, при этом качество их остается на прежнем уровне. Методики же не могут гарантировать должного качества при их тиражировании. Однако методика может быть доведена и доработана до уровня образовательной технологии.
К образовательным технологиям предъявляется ряд требований:
- строгая последовательность педагогической и дидактической разработки целей обучения;
- упорядоченная и структурированная подача научной и учебной информации;
- комплексное применение технических, дидактических и компьютерных средств обучения и контроля;
- максимальное усиление диагностической функции процесса обучения;
- осуществление получения гарантированно высокого уровня качества обучения.
В настоящее время выделяют большое количество образовательных технологий, которые в зависимости от времени своего появления и внедрения в образовательный процесс делятся на традиционные и новые.
Таким образом, образовательная технология может быть представлена с двух сторон. С одной стороны – это совокупность методов и средств, обработки и подачи учебного материала. С другой стороны – это наука о способах эффективного воздействия педагога на учащихся в процессе обучения.
Виды новых образовательных технологий
Выделяют следующие виды новых образовательных технологий, позволяющих достичь поставленных образовательной программой и стандартом образования целей по каждому конкретному учебному предмету.
Здоровьесберегающие технологии. Данные технологии направлены на формирование ЗОЖ, сохранение и укрепление здоровья учащихся. Реализация здоровьесберегающих технологий осуществляется педагогом во время проведение уроков в виде физкультминуток. Физкультминутки проводятся под музыкальное или стихотворное сопровождение, возможно их соотнесение с темой урока. Кроме физкультминуток реализация здоровьесберегающих технологий осуществляется на классных часах и во внеурочной деятельности.
Исследовательские технологии. Предусматривают организацию различного вида исследовательской деятельности, в которой принимают участие учащиеся совместно с педагогом. Положительной стороной данной технологии является то, что в ней могут участвовать и «слабые», и «сильные» учащиеся, педагогу необходимо лишь правильно определить уровень заданий. В процессе исследовательской деятельности у детей развивается мышление, творческие способности, познавательная активность, устная и письменная речь, умение работать с учебной и методической литературой и т.п.
Проектные технологии. Данные технологии могут быть использованы на уроках, во внеклассной и внеурочной работе. Данные технологии предусматривают организацию и реализацию педагогом проекта на определенную тему. Каждый проект должен содержать определенную проблему, мотивирующую педагога и учащегося на включение в деятельность. Проектные технологии способствуют развитию таких качеств у детей как самостоятельность и познавательный интерес.
Технология проблемного обучения. Суть проблемного обучения заключается в том, что педагог ставит учебную задачу и решает ее, при этом дети принимают активное участие в решение (обсуждают, рассуждают и т.д.). После педагог ставит аналогичную научную задачу для детей, при этом в ней содержатся некоторые новые введения. В процессе работы над заданием, дети должны самостоятельно найти пути решения. Таким образом, проблемное обучение способствует не только усвоению новой учебной информации, но и развитие самостоятельности, творческого потенциала, мышления и креативности у детей.
Игровые технологии, направлены на сохранение познавательной активности ребенка, способствуют значительному снижению сложности учебного процесса, приобретению ими новых знаний и закреплению пройденного материала. Суть игровых технологий заключается в том, что педагог использует во время занятий различные игры, игровые упражнения и приемы. Актуальность данной технологии обусловлена тем, что игра интересна для детей в любом возрасте.
Групповые и парные технологии заключаются в организации работы с учащимися в парах, тройках и пятерках сменного состава. Данные технологии способствуют тому, что в микрогруппах детям значительно легче раскрыться, высказать свое мнение, в случае затруднения товарищи по группе могут помочь. Задача педагога заключается в том, чтобы подобрать состав группы равномерно с точки зрения успеваемости учащихся. Применение этой технологии возможно не только при повторении пройденного материала, но и при изучении нового, в этом случае дети учатся самостоятельно понимать новый материал, более «сильные» учащиеся помогают «слабым».
Коммуникативные технологии, позволяют развивать у учащихся такие умения:
- работать в группе;
- высказывать свое личное мнение;
- выслушивать мнение товарищей.
- создавать благоприятный психологический климат, атмосферу взаимопомощи, толерантности.
Закон РФ «Об образовании» предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. И сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить. Таким инструментом и являются новые образовательные технологии обучения.